Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики Август 2008 года Педсовет МОУ СОШ 19 Колонина Д.Ч.
Об итогах реализации приоритетного национального проекта «Образование» за период 2006–2007 годов и о контурах современной модели образования
По данным общероссийского мониторинга, при поддержке школ-лидеров достигнуты следующие результаты: 56% опрошенных отметили повышение качества образования; 20% – улучшение воспитания; 17% – большее использование компьютера; 17% – введение профильного обучения; 10% – рост числа призеров на олимпиадах и улучшение здоровья учащихся; 87% – улучшение материальной базы школ; 63% – расширение сектора дополнительного образования; 57% – обновление организационной инфраструктуры; 47% – активизация работы с родителями.
Задачи современной модели образования осуществить переход к обязательному полному общему образованию; обновить структуру стандарта образования за счет: внедрения компетентностного подхода; расширения спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения; системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров; обновление содержания учебников и пособий, разработка и реализация программ методического сопровождения перехода на новый стандарт образования.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Задачи в области информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий: за ближайшие два года завершить разработку периодически обновляемого пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего все разделы основных образовательных программ, выставить их в Интернете и предоставить возможность учителям пользоваться на своих уроках самыми современными разработками в области информационных технологий; внедрить автоматизированную систему управления доступом в Интернет в образовательных учреждениях различного уровня; создать коллекцию электронных образовательных ресурсов (ЭОР), в настоящее время насчитывающую более 50 тысяч ЭОР.
В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в 2006–2007 годах в общем образовании: улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн. учащихся); улучшились условия обучения путем ежедневного подвоза в базовые школы, а значит, качественное образование стало более доступным более чем для 140 тысяч учащихся сельских школ; более чем на 10% снизилось число несовершеннолетних, совершивших преступления; с 48 до 20 снизилось число школьников на 1 компьютер; в школах, где введена новая система оплаты труда, зарплата учителей повысилась в среднем не менее чем на 25%; с 31 до 41% выросла доля школьных учителей, хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами; увеличилась степень и роль участия гражданских общественных институтов в оценке профессиональной деятельности учителей и школ, созданы органы школьного самоуправления в большинстве регионов.
Приоритеты, цели и этапы формирования и реализации современной модели образования на период до 2020 года
Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.
В основу современной модели образования должны быть положены следующие принципы проектной деятельности: открытость образования к внешним запросам; применение проектных методов; применение логики «деньги в обмен на обязательства»; конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике; адресность инструментов ресурсной поддержки; комплексный характер принимаемых решений.
Задачи ступеней образования: Дошкольное образование: гибкость и многообразие форм предоставления услуг; поддержка и более полное использование образовательного потенциала семей. Общее образование: индивидуализация; ориентация на практические навыки и фундаментальные умения; расширение сферы дополнительного образования. Профессиональное образование: расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Высшее профессиональное образование: вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные исследования; формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ.
Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач:
Первая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся.
Вторая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая: создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; создание условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования.
Третья – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ; обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития.
Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования.
Целевые ориентиры развития образования
Повышение доли учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса: 2010 год - не менее 70% 2020 год – 100%
Образовательные учреждения К 2010 году - обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением (в том числе обеспечение правовой основы функционирования «социокультурных образовательных комплексов», «центров квалификаций», «исследовательских университетов», «ресурсных центров»);
К 2016 году - внедрение новых организационно- правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью. К 2020 году - значительная часть учреждений образования будет переведена в статус автономных с сохранением доли государственного финансирования г.г. – апробация и внедрение модели школьного образования, предполагающей разделение по возрастам, –создание специальных школ для младших школьников и для юношей. Нередко в качестве обособленной ступени также рассматривается образовательная ступень подростковой школы.
Финансирование и заработная плата 2010 год - перевод всех учреждений общего образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки); 2016 год - введение систем оплаты труда сотрудников, учитывающих качество и результативность их деятельности; 2020 год - все виды образовательных учреждений финансируются на основе подушевого принципа, действует гибкая система заработной платы преподавателей, выводящая ее в среднем на уровень сопоставимой со средним уровнем зарплаты в экономике и стимулирующая качество работы.
Система повышения квалификации 2010 год - формирование национальной квалификационной структуры (НКС) с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан; 2016 год - создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно; 2020 год - создание не менее 500 центров сертификации и присвоения профес- сиональных квалификаций.
Уровень подготовки выпускников К 2012 году в практику войдет оценка качества работы системы, построенная на выборочном статистическом анализе К 2015 году будет создана единая добровольная цифровая система учета образовательных достижений школьников К 2016 году - введение в действие механизма единых государственных экзаменов на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками всех уровней образования итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах; внедрение системы прозрачного объективного учета учебных и внеучебных достижений выпускников при продолжении образования на последующих уровнях
Доступность образования год. обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения; расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях, создание и нормативное закрепление системы «инклюзивного» обучения; институциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей.
Доступность образования год. предоставление возможностей всем обучающимся старшей школы осваивать индивидуальные образовательные программы, включая профильное обучение и профессиональную подготовку; обеспечение каждому учащемуся возможности получать образование в современных условиях.
Профильное обучение К 2010 году будет завершен организационный переход на принципы профильного обучения. При этом профильное обучение будет строиться не как жесткий набор специализаций, а как возможность построения школьником индивидуальных траекторий. К 2015 году будет завершено методическое и технологическое обеспечение широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать основы профессионального образования.
Дошкольное образование Создание системы раннего развития детей (от 0 до 3 лет). Уже к 2010 году будут созданы специальные службы педагогической поддержки раннего семейного воспитания и целевые программы сопровождения детей из семей группы риска. Максимально полное использование образовательного потенциала семей для выявления одаренности и возможных трудностей в развитии. Предшкольное образование (4–6 лет) группы дошкольного образования при общеобразовательных учреждениях, группы кратковременного пребывания при образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе при учреждениях дополнительного образования. К 2014 году как минимум два года дошкольного образования в разных формах будут непременным этапом взросления каждого российского ребенка.