Выпускная квалификационная работа: Особенности формирования психологического пола детей 6-7 лет
Цель исследования - изучение особенностей формирования психологического пола детей лет Задачи: изучить литературные источники по теме; изучить литературные источники по теме; определить особенности сформированности психологического пола детей 6-7 лет; определить особенности сформированности психологического пола детей 6-7 лет; разработать развивающе – коррекционную программу по формированию психологического пола детей старшего дошкольного возраста; разработать развивающе – коррекционную программу по формированию психологического пола детей старшего дошкольного возраста; определить эффективность развивающе – коррекционной программы по формированию психологического пола детей старшего дошкольного возраста. определить эффективность развивающе – коррекционной программы по формированию психологического пола детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: гендерная социализация старших дошкольников. Предмет: психологический пол детей лет. Гипотеза: формированию психологического пола детей лет способствует скоординированная работа психолога по следующим направлениям: формированию психологического пола детей лет способствует скоординированная работа психолога по следующим направлениям: «психолог - родитель», «психолог - родитель», «психолог - педагог», «психолог - педагог», «психолог - ребенок», направленная на гармоничное развитие мужественности и женственности. «психолог - ребенок», направленная на гармоничное развитие мужественности и женственности.
База исследования: МДОУ 104 города Орска Оренбургской области.
Выводы: Психологический пол личности - это системное качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью, этнокультурными традициями воспитания, социально-значимой деятельностью и полоролевыми нормами общества. Психологический пол личности - это системное качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью, этнокультурными традициями воспитания, социально-значимой деятельностью и полоролевыми нормами общества. Большинство экспериментальных работ в области гендерных исследований проводилось за рубежом. Большинство экспериментальных работ в области гендерных исследований проводилось за рубежом. В основном исследования, как за рубежом, так и в нашей стране, посвящены демонстрации половых различий. В основном исследования, как за рубежом, так и в нашей стране, посвящены демонстрации половых различий. Последние двадцать лет и у нас, и за рубежом появились исследования по проблемам развития психологического пола. Последние двадцать лет и у нас, и за рубежом появились исследования по проблемам развития психологического пола. Формирование психологического пола до сих пор является мало изученным процессом. Формирование психологического пола до сих пор является мало изученным процессом. Самоопределение половой принадлежности начинается со второго и закрепляется к третьему году жизни ребенка. Самоопределение половой принадлежности начинается со второго и закрепляется к третьему году жизни ребенка. К концу дошкольного возраста нарастает группирование детей со сверстниками своего пола. К концу дошкольного возраста нарастает группирование детей со сверстниками своего пола. Формирование психологического пола личности происходит как системный процесс под влиянием биологических, культурно - исторических и социальных факторов. Формирование психологического пола личности происходит как системный процесс под влиянием биологических, культурно - исторических и социальных факторов.
Модель опытно – экспериментального исследования: а) Констатирующий этап. Цель: Диагностика особенностей сформированности психологического пола детей старшего дошкольного возраста. а) Констатирующий этап. Цель: Диагностика особенностей сформированности психологического пола детей старшего дошкольного возраста. б) Формирующий этап. Цель: Разработка и реализация развивающе – коррекционной программы по формированию психологического пола детей старшего дошкольного возраста. б) Формирующий этап. Цель: Разработка и реализация развивающе – коррекционной программы по формированию психологического пола детей старшего дошкольного возраста. в) Контрольный этап. в) Контрольный этап. Цель: Определение эффективности реализованной развивающе – коррекционной программы по формированию психологического пола детей старшего дошкольного возраста. Цель: Определение эффективности реализованной развивающе – коррекционной программы по формированию психологического пола детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (В. ЩУР «ЛЕСЕНКА») МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ (Н.Л. Белопольская) Упрощенный вариант цветового теста отношений (ЦТО) Упрощенный вариант цветового теста отношений (ЦТО) (Каган В.Е.)
Диагностика особенностей сформированности психологического пола детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап)
Данные результатов обследования старших дошкольников по методике половозрастных последовательностей картинок Н.Л.Белопольской ( в % от опрошенных) вопрос все дети дево чки мальч ики Половозрастная последовательность установлена верно100 Кем хочешь быть? учеником подростком зрелым человеком7014 Какая у тебя мама? подросток21430 зрелый человек Какой у тебя папа? подросток зрелый человек334025
Использование старшими дошкольниками эмоционально-позитивного цвета (в %)
ВЫВОДЫ: Дети старшего дошкольного возраста правильно устанавливают возрастную последовательность и половую идентификацию. У родителей завышенные требования к мальчикам. Мама чаще идентифицируется с образом «зрелость» (79% случаев), а папа с образом «юность» (положение взрослого ребенка) (67%). Мальчики критичнее относятся к себе, чем девочки. Дети обоего пола значительно чаще описывают девочек эмоционально-позитивными, а мальчиков эмоционально-негативными цветами. Эмоциональное самовосприятие девочек позитивнее, чем у мальчиков.
2.3. Реализация развивающе – коррекционной программы по формированию психологического пола детей старшего дошкольного возраста (формирующий этап) Направления: «психолог - родители», «психолог - родители», «психолог - педагоги», «психолог - педагоги», «психолог - дети». «психолог - дети».
Направление «психолог - родители»: Цель: оптимизация формирования психологического пола детей старшего дошкольного возраста через информирование родителей, актуализацию обозначенной проблемы и мотивирование гармоничного развития детей младшего дошкольного возраста. По данному направлению прошли родительские собрания, представлен материал в уголок психолога.
Направление «психолог - педагоги»: Цель: оптимизация формирования психологического пола детей старшего дошкольного возраста. Разработаны и проведены семинары для воспитателей, способствующие формированию гендерной толерантности. Материал в уголке психолога дал информацию по особенностям общения с мальчиками и девочками. Материал в уголке психолога дал информацию по особенностям общения с мальчиками и девочками.
Направление «психолог - дети»: Цель: Формирование психологического пола детей старшего дошкольного возраста. Разработаны и реализованы занятия, содержание которых - этические беседы на основе художественных произведений, специально составленных педагогических ситуаций и реальных случаев из жизни группы.
3. Подведение итога занятия. Формирующий этап воспитание мужественности 3. Подведение итога занятия. Формирующий этап воспитание мужественности
воспитание женственности воспитание женственности
. Определение эффективности реализованной развивающе – коррекционной программы по формированию психологического пола детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап)
Данные результатов обследования старших дошкольников по методике половозрастных последовательностей картинок Н.Л.Белопольской ( в % от опрошенных) вопрос беседы все дети девочкимальчики констати- рующий этап контроль- ный этап Изме- нения констати- рующий этап контроль -ный этап измене- ния констати- рующий этап контроль- ный этап измене- ния Кем хочешь быть? школьником подростком зрелым человеком Какая у тебя мама? подросток зрелый человек Какой у тебя папа? подросток зрелый человек
Гистограммы использования эмоционально-позитивного цвета старшими дошкольниками на различных этапах, в %
Выводы: Все дети 6-7 лет правильно устанавливают возрастную последовательность и половую идентификацию. Все дети 6-7 лет правильно устанавливают возрастную последовательность и половую идентификацию. Самооценка девочек значительно выше, чем у мальчиков. Самооценка девочек значительно выше, чем у мальчиков. У родителей завышенные требования к мальчикам. У родителей завышенные требования к мальчикам. Мальчики критичнее относятся к себе, чем девочки. Мальчики критичнее относятся к себе, чем девочки. Эмоциональное самовосприятие у мальчиков менее позитивно, чем у девочек. Эмоциональное самовосприятие у мальчиков менее позитивно, чем у девочек. Разработанная развивающе- коррекционная программа эффективна. Разработанная развивающе- коррекционная программа эффективна.