Вобленко С.В. Член Европейского клуба экспертов Технология реализации вопросов местного значения. Формирование системы услуг, обязательств, функций как конечных результатов деятельности органов самоуправления Выступление на семинаре, г.Киров, 3 июня 2008 г.
2 ПЛАН 1. Основные понятия (подходы) 2. Что значит «сформировать» услугу как конечный результат 3. Процедура «формирования» услуги как конечного общественно значимого результата 4. Особенности процесса «формирования» услуги 5. Зачем надо «формировать» услугу как конечный общественно значимый результат (практическое значение) 6. Дополнительные материалы
3 1. Основные понятия (подходы)
4 1. Основные понятия
5 Предоставление услуг - организационно-правовой механизм, описываемый терминами «организация», «обеспечение», «осуществление», «создание условий», «оказание». В законодательстве РФ термины не определены. Расшифровка содержания понятия - проект ТАСИС «Институциональный, экономический и правовой федерализм в Российской Федерации» (Савранская О.Л., 2004 г.)
6
7 1. Основные понятия Понятия: «услуга» и конечный результат Услуга (по ГОСТ РФ) – конечный результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя. Муниципальная услуга – услуга, предоставление которой ОМСУ, муниципальными предприятиями или учреждениями обусловлено необходимостью реализации (решения) ВМЗ. Муниципальная бюджетная услуга - муниципальная услуга, оказываемая физическим и юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием органом МСУ, бюджетными учреждениями, иными юридическими лицами безвозмездно или по ценам (тарифам), устанавливаемым в порядке, определенном органом МСУ.
8
9
10 1. Основные понятия Интересные следствия: «БОР» = бюджетирование услуг, обязательств, функций (как конечных общественно значимых результатов) «результативный бюджет» = бюджет услуг «результативный муниципальный контракт» = контракт с муниципальным служащим (предприятием, учреждением), в котором указаны конкретные услуги (функции)
11 1. Основные понятия тогда ПРЕДОСТАВИТЬ УСЛУГУ = - описать («сформировать») её как конечный результат - закрепить обязанность (ответственность) предоставления услуги за конкретным ОМСУ - чтобы этот орган (… организовал, обеспечил условия, принял участие, оказал…) услугу нужного качества и в нужном количестве
12 1. Основные понятия «Решение ВМЗ» = организация, обеспечение условий, … для предоставления услуг установленного качества и количества. Чтобы «решить ВМЗ», надо описать его как совокупность (пучок) муниципальных услуг, публичных обязательств и функций управления (т.е. расписать его как «пучок» конечных общественно значимых результатов)
13 1. Основные понятия «Установление» расходных обязательств (БК)= - представление ВМЗ в форме «пучка» муниципальных услуг, публичных обязательств и функций управления, - «формирование» муниципальных услуг, публичных обязательств и функций управления как конечных общественно значимых результатов.
14 2. Что значит «сформировать» услугу как конечный результат («конечное благо»)
15
16 3. Процедура «формирования» услуги как конечного общественно значимого результата
17 3. Процедура «формирования» услуги Шаг 1: Представить ВМЗ как «пучок» конечных рез-тов; закрепить каждый результат (услугу, функцию, обязательство) за конкретным органом МСУ- «центром ответственности», Шаг 2: Стандартизация услуг (стандарт качества, стандарт предоставления или регламент услуги). Система показателей результативности услуг Шаг 3: Кодификация функций управления. Система показателей результативности функций. Шаг 4. Реестр услуг Откуда «берутся» показатели? Методом «обратного отсчета» от показателей стратегической цели
18 Шаг 1. Представить ВМЗ как «пучок» конечных результатов
19 Шаг 1. принцип «один орган – одна услуга» каждая публичная услуга, функция, обязательство закрепляются за органом МСУ- «центром ответственности» «центр ответственности» - орган, отвечающий за конечный результат В данном примере: архивный сектор
20 Шаг 2. Стандартизация услуг
21 Шаг 2. Стандартизация услуг 2.2. Разработка стандарта качества Перечень минимально необходимых качественных и количественных характеристик услуги, «ниже» которых» наносится вред потребителю (никогда не описывают по максимуму!!)
22 3. Процедура «формирования» услуги
23
24 Шаг 2. Стандартизация услуг РАЗРАБОТКА «СТАНДАРТА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ» (РЕГЛАМЕНТА) УСЛУГИ
25 Шаг 2. Стандартизация услуг
26 Функции управления связаны с услугами: В терминах ФЗ 131-ФЗ «управление» = «организация» + «обеспечение условий» Шаг 3. КОДИФИКАТОР ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
27 Шаг 3. КОДИФИКАТОР ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ
28
29
30
31 4. Особенности процесса «формирования» услуги
32 4. Особенности процесса «формирования» услуги 1. Администрация не может быть «заказчиком». 2. Все этапы по «формированию» системы услуг – запускаются только решениями ПО МО. Процедура: - утвердить решением ПО единое понимание терминов и определений (см. выше) - утвердить решением ПО систему муниципальных услуг, публичных обязательств, функций, действующую на территории МО (каждый ВМЗ должен быть представлен как «пучок» конечных результатов) На этой основе администрация и специально созданный «рабочий орган» - «формирование» конкретных услуг
33 4. Особенности процесса «формирования» услуги 3. Стандарты услуг (и Реестр услуг) 1) разрабатываются специально созданным рабочим органом (Комиссия, Временная рабочая группа), с особым статусом: - не является подразделением администрации - решения только этого органа являются окончательными 2) разрабатываются только вместе с представителями потребителей данного вида услуг 3) утверждаются только решением представительного органа (процедура – как для утверждения проекта бюджета МО)
34 5. Зачем надо «формировать» услугу как конечный общественно значимый результат (практическое значение)
35
36 5. Значение «формирования» услуг «сформированные» муниципальные услуги (функции) - задают содержание деятельности органов власти и оправдывают само существование власти - создают основу для внедрения процедур управления по результатам (БОР)
37 4. Внедрение процедур управления по рез-там
38 4. Внедрение процедур управления по рез-там - дают основу для объективной оценки результативности власти (степень удовлетворения общ. потребности через предоставление услуг нужного качества и количества) - предмет, по поводу которого выстраиваются партнерские отношения с населением
39 Комплексная методика пошаговой реализации ВМЗ
40 СПАСИБО
41 Дополнительная информация
42 3. Формирование системы услуг как объектов управления» «Цепочка» последующих шагов Шаг 5: Определить стоимость услуги (объём РО на предоставление услуги) Шаг 6: Определить стоимость ВМЗ (объём РО на выполнение ВМЗ), Шаг 7: Формирование муниципального задания (заказа) на функции публичного управления, Шаг 8: Формирование муниципального задания на предоставление услуги, Шаг 9: Оценка результативности деятельности органов самоуправления (предприятий, учреждений).
43 Шаг 5. Определить стоимость услуги (объём РО) Стоимость услуг (публичных функций) определяется по формуле: С = Рпр. + Ркосв. Рпр. – размер прямых затрат на предоставление услуги (осуществление функции), Ркосв. – размер косвенных (накладных) затрат на предоставление услуги (осуществление публичной функции).
44
45 Шаг 6. Определить стоимость ВМЗ (объём РО на выполнение ВМЗ) Стоимость вопроса местного значения (ВМЗ) - совокупные финансовые затраты (руб.), которые необходимо совершить муниципальному образованию, чтобы реализовать ВМЗ. Свмз = Суслуг + Спубл.функц. + Спо Суслуг - стоимость предоставляемых услуг Спубл.функц.- стоимость публичных ф-й управления Спо – объём (стоимость) публичных обязательств МО.
46 Шаг 7. Формирование муниципального заказа на функции публичного управления
47 Шаг 8. Формирование муниципального задания на предоставление услуги
48 Шаг 9. Оценка результативности деятельности