Нормативно-правовое обеспечение образования детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ Краснослободская ООШ
Вид специального образования в зависимости от отклонений в развитии обучающихся: «I вид » - для глухих; «II вид » - для слабослышащих; «III вид »- для слепых; «IV вид »- для слабовидящих; «V вид » - для детей с тяжелыми нарушениями речи; «VI вид »- для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата; «VII вид »- для детей с задержкой психического развития; «VIII вид »- для умственно отсталых детей
ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБУЧЕНИЯ VII вид Диагноз «ЗПР» - темп изучения; - структура урока, методика Документ установленного образца VIII вид Диагноз «умственная отсталость» - основной упор на трудовое обучение и СБО Свидетельство об окончании спец.(корр.) общеобр. школы
Формы специального образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении На домуна дому в общеобразовательном учреждении в специальных (коррекционных) классах интегрированно в общеобразовательных классах
ПРИОРИТЕТЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ Начальная школа – развитие познавательной сферы5-6 классы – формирование интересов, адаптированности 7-9 классы – развитие коммуникативных навыков
Организация коррекционно- развивающего обучения 1.Лицензия и Приложение к лицензии 2.Заявление от родителей, прохождение ПМПК 3.Приказы об обучении детей по специальным (коррекционным) программам 7 и 8 видов, приказы об открытии специальных (коррекционных) классов 7 и 8 видов 4.Индивидуальные учебные планы 5. Индивидуальное расписание уроков 6. Программы и тематическое планирование
Организация коррекционно- развивающего обучения 7. Журналы учета успеваемости 8. Журналы индивидуальных или групповых коррекционных занятий 9 Диагностика ЗУНов 10 Психологическая диагностика
Обучение детей с ЗПР Обучение детей с ЗПР в общеобразовательной школе (классе) регламентируется следующими документами: - Законом РФ «Об образовании»; - - Письмом министерства образования и науки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» АФ-150/06 от ; - Примерным положением о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях (Приказ Мин. Обр. РФ от ); - Концепцией коррекционно-развивающего обучения, утвержденной коллегией мин. Обр. РФ; - Положением о специальном (коррекционном) классе 7 вида в ОУ (на основе Типового положения о СКОУ)
Обучение детей с ЗПР Учебный план разрабатывается образовательным учреждением на основе федеральных нормативных документов: - приказа Минобразования России от «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - - приказа Минобрнауки России от «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; - приказа Минобрнауки России от «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Минобразования России от «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
Обучение детей с ЗПР - приказа Минобрнауки России от «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от »; - постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от «Об утверждении СанПиН «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - - приказа Министерства образования Российской Федерации от /2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений с отклонениями в развитии»,
Обучение детей с ЗПР Учебным планом предусмотрены коррекционные занятия. Более подробно с планированием коррекционно-развивающих занятий, с ведением документации и взаимодействием учителя с другими специалистами можно ознакомиться в следующих пособиях: Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно- педагогические аспекты: Метод. пособие для учителей классов коррекционно- развивающего обучения. М.: ВЛАДОС, Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Дети с ЗПР: коррекционные занятия в общеобразовательной школе. М.: Школьная Пресса, Вильшанская А.Д. Содержание и методы работы учителя-дефектолога в общеобразовательной школе. М.: Школьная Пресса, 2008.
Обучение детей с ЗПР Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида (1-4 классы). - М.: Издательство Парадигма, Специальных программ коррекционно-развивающего обучения для среднего звена, утвержденных Министерством образования и науки РФ, не существует, поэтому следует воспользоваться опубликованными в журнале «Дефектология» рекомендациями к изменению и перераспределению учебного материала: Некоторые изменения в программах обучения детей с задержкой психического развития (V-IX классы // Дефектология, 1993, 1-4.
Обучение детей с ЗПР Специально разработанных учебников для детей с ЗПР нет, обучение ведется по массовым учебникам. Для работы с детьми с ЗПР необходимо пользоваться специально разработанными учебно-методическими материалами: Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для психолога. М.: Школьная Пресса, В пособии дана общая характеристика познавательной деятельности старших дошкольников и младших школьников с задержкой психического развития. Определено место психологического сопровождения в системе коррекционно- развивающего воспитания и обучения. Представлена авторская программа занятий. Тригер Р.Д. Подготовка к обучению грамоте. Пособие для учителя. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, Тригер Р.Д., Владимирова Е.В., Мещерякова Т.А. Я учусь писать. Учебник-тетрадь. Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. Звуки речи, слова, предложения – что это? (в трех частях). Учебник-тетрадь для подготовки детей к обучению грамоте. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, Шевченко С.Г. Природа и мы. Методические рекомендации для ознакомления детей с окружающем миром и развития речи. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, Шевченко С.Г Природа и мы. Тетрадь с печатной основой. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Тетради с печатной основой. – Смоленск, АССОЦИАЦИЯ XXI ВЕК, 2000.
Обучение детей с ЗПР Информация о работе с детьми с ЗПР систематически публикуется в журнале «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития». Институт коррекционной педагогики РАО проводит курсы повышения квалификации на тему «Клинико-психолого-педагогическая диагностика и коррекция стойких трудностей в обучении». Полезную для вас информацию вы найдете на сайте Института коррекционной педагогики