АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 16 декабря 2010 года
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ -односторонность, бедность мотивационной сферы, агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих - поверхностность, поспешность, нервозность контактов, неумение общаться -неразвитость механизмов управления своим поведением -тяга к бродяжничеству, иждивенческая позиция, инфантилизм
-средствами воспитания можно создать условия для развития и коррекции ребенка независимо от степени выраженности дефекта -воспитатель может создать условия ребенку с ограниченными возможностями здоровья, которые обеспечат ему формирование успешного жизненного пути -нормальное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья –процесс, направленный на то, чтобы человек состоялся, на развитие его личности - условие успешного развития – тесный, здоровый, эмоциональный контакт ребенка со взрослым
Воспитание –целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
А) знать мотивы и ведущие виды деятельности возрастных групп; Б) учитывать особенности характера и недостатки ребенка; В) знать структуру дефекта, механизмы его возникновения, влияющие на формирование личности; Г) постоянно наблюдать, отслеживать динамику, изменение, устранение или нейтрализацию недостатков
-создание ситемы позитивно действующих факторов, -разработка моделей коррекционно-развивающих занятий, -создание психолого-педагогического обоснования работы воспитателей, -организация досуговой деятельности, ориентированной на коррекцию недостатков развития
Рациональная форма предполагает осмысленное отношение к жизни во всех ее проявлениях Эмоциональная форма предполагает восприятие любого знания через призму чувств, вызываемых явлением, информацией Поведенческо-деятельностная форма – форма проявления сформировавшихся отношений, система поступков, которая оформляется в результате усвоения знаний.
-неустойчивость, противоречивость; -повышенная возбудимость аффектов; -сильная острота симпатий и антипатий к людям; -импульсивность поступков; -исступленный гнев; -пугливость и болезненные страхи; -пессимизм и чрезмерная веселость; -равнодушие, безучастность.
-болезненно выраженная активность; -интенсивная болтливость; -постоянная жажда наслаждений; -отсутствие определенной цели; -безудержность; -рассеянность; -бесцельная ложь; -бессмысленное воровство; -мучительство животных; -злорадство и издевательство над людьми
Резервный полигон, на котором расположены скрытые резервы компенсации любого дефекта или отклонения
-воспитание интереса на основе самостоятельного рисования узора; -воспитание эмоции удивления на основе составления мозаики «Геометрические узоры»; -знакомство с эмоцией страха и вариантами поведения на материале сказки «Маша и медведь»; -отработка регулируемого поведения в гневе на основе составления рассказа «Змей-Горыныч»
Основные задачи по достижению этой цели: -создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей развитие компенсаторных механизмов личности ребенка с дефектом; -организация воспитательного процесса в плане развития механизмов продуктивного общения и освоения и усвоения воспитанниками коммуникативных форм поведения; -развитие профессиональной деятельности в плане формирования их продуктивной работоспособности на основе учета мотивационных, потребностных и целевых установок