Организация преемственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда Сиволап Ирина Александровна, Учитель-логопед, высшая кв. категория, Кузнецова Вера Евгеньевна, инструктор по плаванию, высшая квалификационная категория МДОУ «Детский сад комбинированного вида 118 «Калинушка», г. Архангельск
Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития
Неречевые особенности детей с ОНР: - Поверхностное (ключичное) дыхание, которое сказывается на жизненной емкости легких. Следствием этого являются односложность и стандартность построения фраз; -Повышенный мышечный тонус, спастичность и недостаточная амплитуда движений при выполнении упражнений ; - Нарушение координации движений, согласованности движений различных частей тела, в том числе артикуляционной моторики; - Понимание и усвоение речевых инструкций вызывает затруднения; - Недостаточная подвижность процессов возбуждения и торможения, что сказывается на уровне образного и логического мышления; -Уровень знаний об окружающем не соответствует возрасту; -Низкий уровень произвольного слухового внимания и памяти
Осуществление преемственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда Комплексное решение коррекционных задач возможно при создании единого творческого коллектива единомышленников, основными задачами которого является: - повышение профессионального уровня всех специалистов; - разработка коррекционно-развивающего тематического плана, построенного на блочном лексическом планировании.
- организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное, физическое развитие ребенка;
Формы преемственности: организация занятий по плаванию с элементами игровых упражнений на коррекцию речевых и неречевых нарушений;
Игровые упражнения на совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте Упражнение «Составь слово» Упражнение «Придумай слово»
Игровые упражнения на развитие мелкой и общей моторики Упражнение «Рисуем волны» Упражнение «Повтори движение»
Формы преемственности: совместное проведение игр и упражнений на закрепление умений и навыков, полученных на логопедических занятиях;
Коррекционные задачи по преодолению ОНР у детей. -Формирование и совершенствование речевого и физиологического дыхания. -Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры. -Совершенствование координации движений - Коррекция звукопроизношения, совершенствование речевых умений. -Расширение представлений об окружающем мире. -Совершенствование общей и мелкой моторики
Значимость бассейна в работе с детьми с ОНР Использование бассейна в решении вопросов речевого недоразвития: -расширяет возможности логопедического воздействия, -способствует повышению двигательной активности детей; -позволяет разнообразить закаливающие процедуры; -усиливает оздоровительную направленности учебного процесса; -снимает нервное напряжение и укрепляет общий тонус организма -улучшает функциональные возможности нервной системы -развивает тактильно-кинестетическую чувствительность мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз- рука».
Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания, автоматизацию звуков (артикуляционная гимнастика, фонетическая ритмика) Массаж биологически активных зон;
Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: Упражнения на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, игры с водой, рисование, печатание букв, слов водными красками на стене пальчиком
Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: - Логоритмические упражнения, направленные на развитие координации речи с движением; -Упражнения, направленные на развитие силы голоса, интонационной выразительности речи, чувство ритма;
Нетрадиционные оздоровительные формы и методы работы: -Коррекционные упражнения, подвижные игры на закрепление лексического материала;
Выводы: Сохранение премственности в работе инструктора по плаванию и учителя-логопеда в вопросах расширения форм коррекционного (логопедического) воздействия на детей с ОНР, сохранению и укреплению их здоровья позволяет не только совершенствовать коррекционно – образовательный процесс, но и поднимает профессиональный уровень учителя – логопеда и инструктора по плаванию, помогает им раскрыть индивидуальные особенности каждого ребенка, использовать их на его благо.
Литература. 1.Поволяева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Серия Учебники, учебные пособия. – Ростов на Дону, Баранова Е.Е. Развивающие игры с водой в детском саду и дома».Академия развития.- Ярославль 2009; 3.Пищикова Н.Г. Обучение плаванию детей дошкольного возраста.- Москва. ООО «Скрипторий 2003», Алябьева Е.А. Итоговые дни по лексическим темам: кн.1; 2ю - М.: Т.Ц. Сфера, Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика.- М.: Владос, Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: И.Ц. Сфера, Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М.: Т. Ц. Сфера, 2005
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!