Индивидуальный подход в воспитании «В каждом ребёнке вижу прежде всего личность.» И.В.Мясоедова
Понятийный аспект Индивидуальность – особенность личности, состоящая в ряде отличительных качеств её, сфокусированных ключевым отношением к жизни. Подразумеваем под индивидуальностью личность как носителя отличительных социально- психологических характеристик
Содержание педагогического внимания Внешний облик, свидетельствующий о физическом, психическом и этическом здоровье Речь ребёнка как показатель его интеллектуального развития Поведение ребёнка отражающее его отношение к людям и объектам окружающего мира Интересы ребёнка Качественные результаты деятельности, свидетельствующие о мере развития способностей, общих и специальных Ценностные предпочтения и идеалы ребенка, составляющие основу духовного развития Культуру семейных отношений как первичный социум ребёнка Материальное обеспечение физической гигиенической, духовной жизни ребёнка Объём жизненного опыта, как виденное, так и пережитое, как наблюдаемое, так и совершаемое им самим Положение личности в микрогруппе класса и социальной группе гимназии Характер коммуникативных социальных влияний в обществе и поле традиционных форм поведения в общественной микросреде, где растёт и развивается личность
Техники и методики Три вопроса: - «Чего ты хочешь?» - «Как ты себя чувствуешь?» - «Как чувствуют себя при этом другие рядом?» «Социальный атом» Позволяет ребёнку увидеть, почувствовать и осознать мир ценностей и отношений вокруг себя «Линия жизни» «Что ждёт меня через 5 лет? Каким бы я хотел себя видеть в 30?Каковы мои планы на 10,15 лет? Где границы молодости, зрелости, старости? Что такое мудрость?»
Ситуация успеха Положительное подкрепление – публичное оглашение достоинств ребёнка («Ты такой…»,«У тебя такие…») Оглашение мотива – вскрытие причин и обозначение причины в момент совершения действия или поступка («Ты наверное хотел…», «Вы конечно же хотели…») Оправдание поведения – расценивание поступка ребёнка в доброжелательном смысле («Возможно на вашем месте всякий бы…», «Вероятно у вас есть на то веские причины..») Проекция результата – предвосхищение последствий дальнейшего хода развития событий («Теперь..», «В будущем..», «Если так, то скорее всего…»)
Мы – большая семь«Я»