Формирование н ародного о полчения явилось наглядным п роявлением национально - освободительного характера Отечественной в ойны 1812 г. В о бстановке п атриотического п одъема, охватившего в сю с трану, п равительство обнародовало М анифест о т 6 и юля 1812 г. о создании н ародного о полчения.
«Полагаем мы за необходимо нужное, говорилось в нем, собрать внутри государства новые силы, которые нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой и в защиту домов, жен и детей каждого и всех».
«Отрадно приступить к изображению, как восстала Россия при обнародовании манифеста 6 июля», говорит один из наших историков войны 12 года. «Вся составляемая ныне внутренняя сила есть временное верных сынов России ополчение для надлежащего охранения Отечества».
Обнародованный 6 июля манифест призывал народ к защите отечества. Нижегородцы, как и двести лет перед этим, встретили известие взрывом патриотического чувства и готовностью отдать все свои силы для изгнания врага из пределов родной земли. Штаб 3го округа ополчения находился в Нижнем Новгороде, руководителем которого стал нижегородец, генерал- лейтенант Петр Александрович Толстой. Начальником Нижегородского ополчения был назначен князь Г.А Грузинский.
Когда началась мобилизация, Нижегородский градоначальник Руновский спешно вернувшись с курорта, с головой окунулся в новые хлопоты. Надо было заниматься всем сразу: и организацией ополчения, и размещением беженцев, и обеспечением продовольствием идущих из Сибири маршевых батальонов, размещением эвакуированных из Москвы учреждений.
Нижегородцы жертвовали всем. Известный богач граф Дмитриев-Мамонов всецело отдался делу ополчения; он не знал вначале, на чем остановиться то хочет сделать миллионное пожертвование, то говорит о снаряжении пехотного полка, то приступает уже к снаряжению конного. Он торопит крестьян к пожертвованиям, благодарит их за щедрость, закупает лошадей, ищет себе в полк ремесленников. Современник пишет о нем: «полк Мамонова был замечательно щегольски обмундирован, имел все смены одежды для солдат и неимоверное количество белья, часть которого была оставлена на месте, так как невозможно было взять его с собою». граф Дмитриев-Мамонов
Серьезность момента заставила нижегородцев почувствовать себя истинными потомками славного предка - Козьмы Минина. В дальнейшем сбор пожертвований принял своеобразную форму. В помещении магистрата, где обычно собиралось купечество и мещанство, поставили столик с листом белой бумаги и пригласили присутствующих к добровольным жертвам. Губернатор Руновский сам подавал перо лично каждому и благодарил жертвователя крепким рукопожатием". В Нижегородском кремле.Слева Успенский собор,памятник Нижегородскому ополчению 1812 г.
8 ноября ополчение выступило в поход. Путь его лежал через Муром, Рязань, Орел - на Украину. Оттуда ополченцы с действующей армией отправились за рубеж. Нижегородцы побывали в Вашавском герцогстве, Силезии, Богемии, Пруссии, Саксонии. В конце октября 1813 года участвовали в бою у Рейхенберга. 1 ноября брали саксонскую столицу Дрезден и везде показали себя достойными сынами родины.
Роберт Вильсон, генерал английский, прикомандированный к русской армии, хорошо отзывается об ополченцах. «Я видел милицию, которая со своими пиками выходит на сражение с такою же уверенностью, как и регулярно вооруженные войска.До сих пор не было ни одного случая, чтобы они уходили с постов своих, и многие действуют в третьих рядах линейной пехоты».
Сотни ополченчев погибли на полях сражений, многие вернулись с орденами и медалями, которые они получили за героизм и храбрость. Мужество ополченцев было отмечено награждением ратников знаками отличия Военного ордена (с 1913 года Георгиевский крест) и воинскими медалями «В память Отечественной войны 1812 года». Крест введен в 1812 г. для ратников Государственного ополчения, которые носили его на головных уборах. Московское, Ярославское и Нижегородское ополчения носили гладкий латунный крест, а под ним вензель Александра I