1 Учебно-методический совет МАИ КОРРЕКЦИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ, ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕСТРОВЫХ ПЛАНОВ НА 2012/13 УЧЕБНЫЙ ГОД СЕМИНАР 1 5 Москва, МАИ, 2 апреля 2012
22 Нарушения, выявленные при проверках факультетах МАИ (обзор) 1.Нарушения требований законодательства Российской Федерации в области образования в части порядка выдачи документов государственного образца об образовании; 2.Нарушения требований законодательства Российской Федерации в области образования в части проведения итоговой государственной аттестации; организации работы государственных аттестационных комиссий; 3.Нарушения требований государственных образовательных стандартов (в части содержания подготовки обучающихся и выпускников); 4.Нарушения обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности
33 Нарушения в части порядка выдачи документов государственного образца об образовании 1.Выдача документов гос. образца не подтверждается соответствующим решением ГАК 2.Не выдаются в установленный срок документы об образовании лицам, прошедшим ИГА нет актов о невыдаче дипломов не явившимся 3.Оформление книг регистрации выдаваемых документов гос. образца не соответствуют установленным требованиям: нет факсимиле, дат и номеров решений ГАК, в книге есть исправления, отсутсвуют подписи получивших и т.п. 4.В личных делах выпускников отсутствуют копии выданных документов гос. образца об образовании, а также копии приложений к дипломам 5.Приложения к дипломам оформляются с нарушением установленных требований (отсутствуют: тема ВКР, кол-во недель, оценка, обязательные и факультативные дисциплины, форма обучения) 6.Кол-во часов, указанное в приложении, меньше предусмотренного ГОС ВПО (факультативы) 7.В приложениях для лиц, освоивших ООП в сокращенных сроки, не внесены переаттестованные или перезачтенные дисциплины и запись «ОП освоена по ускоренной (сокращенной программе)» 8.В приложениях присутствуют сокращенные названия дисциплин 9.В документах гос. образца присутствуют исправления 10.Допускается выдача документов гос. образца другому лицу без предоставления доверенности (иностранцы) 11.Допускается выдача документов гос. образца по не аккредитованным направлениям (специальностям) 12.Решение ГАК о присвоении квалификации и выдаче диплома по результатам междисциплинарного экзамена при отсутствии ВКР, предусмотренной ГОС ВПО
44 Нарушения в части проведения ИГА и организации работы ГАК 1.Порядок проведения гос. аттестационных испытаний разработан и доведен до студентов с нарушением сроков 2.К ИГА допущены лица, не завершившие в полном объеме освоение ООП 3.Отсутствует распорядительный акт уполномоченного органа об утверждении председателя ГАК (находится в учебном отделе) 4.В состав ГАК филиала не входит представитель ВУЗа в качестве заместителя 5.Не ведутся протоколы по итогам сдачи итогового гос. экзамена и защиты ВКР (кворум ГАК – не менее 2/3 от состава) 6.Отсутствуют отчеты о работе ГАК
55 Нарушения требований государственных образовательных стандартов 1.Нарушены сроки освоения ООП, предусмотренные ГОС ВПО и ФГОС ВПО 2.Отсутствуют методические материалы, обеспечивающие реализацию ООП 3.Отсутствуют учебные планы на все формы обучения в соответствии с ГОС ВПО и ФГОС ВПО 4.График ООП не соответствует ГОС ВПО или ФГОС ВПО 5.Отсутствуют индивидуальные учебные планы для обучающихся по сокращенным (ускоренным) ОП 6.Отсутствуют программы практик 7.Содержание рабочих программ не обновляются ежегодно 8.Отсутствуют обязательные дисциплины в циклах дисциплин 9.Рабочие программы не содержат в полном объеме дидактические единицы ГОС ВПО 10.Нарушена структура ООП в части объема циклов, компонентов и дисциплин в соответствии с ГОС ВПО или ФГОС ВПО 11.Объем АЗ в год в заочной форме меньше установленного ГОС ВПО 12.В учебном плане отсутствуют дисциплины по выбору студентов 13.Нарушены ограничения ООП в части процента АЗ, лекций в соответствии с ГОС ВПО или ФГОС ВПО 14.Нарушено максимальное кол-во экзаменов и зачетов в соответствии с Типовым положением или ГОС ВПО 15.Графиком учебного процесса не предусмотрено время на подготовку ВКР 16.Не выполняются нормативы недельной общей и аудиторной нагрузки, установленные ГОС ВПО или ФГОС ВПО
66 Нарушения обязательных лицензионных требований и условий 1.Общая укомплектованность штатов ППС доля ППС с учеными степенями и званиями, привлеченных к ведению образовательного процесса не соответствует лицензионным показателям 2.Обеспеченность учебной, учебно-методической литературой и иными библиотечно-информационными ресурсами не соответствует требованиям ГОС ВПО или ФГОС ВПО и актам Минобрнауки 3.Расписание занятий не соответствует утвержденному учебному плану
77 Изменения в порядке проверки показателей по ГОС ВПО 100 % наличие обязательных дисциплин федерального компонента в учебном плане, расписании занятий, экзаменационных ведомостях, учебной нагрузке. 100% наличие рабочих программ дисциплин; Общее количество часов теоретического обучения, Объем учебной нагрузки по циклам дисциплин, час; Объем учебной нагрузки по дисциплинам, час.; Обязательный минимум содержания дисциплин 100% наличие альтернативной дисциплины для каждой дисциплины по выбору; Общий срок освоения основной профессиональной образовательной программы, недель теоретического обучения, практик, каникул, сессии, ИГА, нед. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю, Средний объем аудиторных занятий студента в неделю (очная форма обучения), объем аудиторных занятий в неделю (очно-заочная форма обучения), объем аудиторных занятий в учебном году (заочная форма обучения), час
88 Изменения в порядке проверки показателей по ГОС ВПО Результат тестирования по УГС не менее критериального значения (60%) Тематика 80% курсовых работ (проектов) соответствуют профилю дисциплин по каждой образовательной программе 80 % обеспечение документами всех практик по образовательной программе 80 % обеспечение документами по организации итоговой аттестации выпускников, уровень ВКР; 100% соответствует требованиям ГОС количество и перечень государственных экзаменов по образовательной программе полностью, не менее 80% студентов по каждой образовательной программе имеют положительные оценки по государственным экзаменам; 80% обеспечение всех видов занятий по дисциплинам учебного плана учебно-методической документацией; Наличие доступа 80% студентов к фондам учебно-методической документации Не менее 50% преподавателей по каждой образовательной программе имеют базовое образование профиля преподаваемых дисциплин; 80% штатных преподавателей по каждой образовательной программе участвуют в научной и/или научно-методической деятельности
99 Изменения в порядке проверки показателей по ФГОС ВПО 1.Проверка ограничений по объему ООП, ее структуре и основным ограничениям: нагрузка, объем каникул, практик, НИР, ИГА, процент лекций, процент занятий в интерактивных формах 2.В стандартах ФГОС ВПО бакалавриата обязательны для выполнения и проверки все общекультурные компетенции, профессиональные – только в соответствии с видом деятельности бакалавра (соотнесение с профилем в ПООП). Похожий подход видимо можно использовать в магистратуре??? 3.В диплом нельзя вписывать инициативные профили (не содержащиеся в стандарте или ПООП УМО, или отсутствующие в реестре профилей) 4.Индивидуальные программы обучения магистров, включая модуль ознакомления с ООП и выбором дисциплин
10 Коррекция учебных планов на 2011/12 год 1.Проверка ведущими методистами ФГОС ВПО в ИАСУ: ограничения по структуре ООП (циклы, разделы, нагрузка и т.п.); список компетенций и результатов образования (ЗУН) по циклам и разделам. 2.Проверка ведущими методистами ООП по профилям и специализациям: дополнительные профессиональные компетенции (желательно 2-5), дополнительные результаты образования (ЗУН). 3.Проверка практики и НИР: в шаблоне единый модуль с указанием з.е. из учебного графика по семестрам; в учебных планах – разбиение по семестрам с указанием вида практики (необходимо дать осмысленное название в соответствии с ФГОС ВПО данного направления, проставить компетенции). 4.Проверка распределения часов по дисциплине «Физическая культура» - необходимо добиться равномерного распределения по 68 часов АЗП в семестр (количество Лк согласовать с каф. 007). 5.Для дисциплин «История», «Философия», «Социология», «Политология», «ТВиМС» выбрать один из утвержденных вариантов реализации. 6.Соблюсти ограничения по АЗ (27 часов в неделю ), общей нагрузке (54 часа включая Физ.культуру), проценту лекций по ФГОС ВПО 7.Все дисциплины должны иметь целое кол-во з.е., объем 1 з.е. допустим только в ДВС, для дисциплин объемом 3 и более должна быть проставлена оценка (Р, Зо, Э) 8.ДВС – добавить компетенции, если отличаются для альтернативных дисциплин
11 Варианты реализации ДВС 1.Альтернативы ДВС на одной кафедре, заведующий обеспечивающий кафедрой обязан сформировать подгруппы и обеспечить проведение занятий. Проблемы: расчет нагрузки на ППС (требуется обеспечить минимальное кол-во студентов в подгруппе), формирование новых подгрупп деканатами по заявкам кафедры, индивидуальные учебные планы для каждого студента, сложности с формированием расписания 2.Пакет ДВС от различных кафедр для потоков в рамках направления или нескольких направлений подготовки. Проблемы: сложность в обеспечении результатов обучения, индивидуальные учебные планы для групп 3.Привязка ДВС к курсовым работам. Проблемы: сложность в обеспечении результатов обучения, нехватка ППС, индивидуальные учебные планы для студентов 4.Оформление протокола для группы по выбору решением большинства одного варианта ДВС
12 Учебные планы специалитета 1.В рамках направления или группы направлений ввести обязательные междисциплинарные курсы, обеспечивающие достижение основных целей УИРС на младших курсах: «Основы научных исследований», «Библиотечное дело и патенты» и т.п. 2.Назначить каждому студенту (группе студентов) научного руководителя с выпускающей кафедры только начиная с 3-4 курса; 3.Обязать научного руководителя выбрать тематику дипломной работы и согласовывать (проводить) задания на КР/КП выпускающей кафедре; 4.Обязать студента отдельно предоставлять отчет по УИРС помимо КР/КП в рамках подготовки к дипломному проектированию 5.Оплату УИРС на младших курсах осуществлять обеспечивающей кафедре, на старших – выпускающей Основная проблема - УИРС
13 Учебные планы магистратуры 1.Сформировать потоки для практических занятий по иностранному языку в пределах направлений (численность приведенных групп чел.) 2.Не допускать введения дисциплин в вариативной части объемом менее 3 з.е. 3.На втором курсе ввести обязательную дисциплину «Философия и методология науки» объемом 4 з.е. 4.На первом курсе переименовать дисциплину «История науки, техники и технологии» 5.На втором курсе ввести обязательный двухсеместровый курс «Научный семинар» 6.Сформировать в рамках укрупненных групп специальностей или родственных направлений набор дисциплин или модулей, закрывающих основные профессиональные компетенции и использующихся для реализации ДВС
14 ООП аспирантуры – общие положения Федеральные государственные требования: Обязательные дисциплины: 11 з.е. из них История и философия науки – 2.з.е. только АЗ Иностранный язык – 2 з.е. только АЗ Спец. дисциплина - 2 з.е. Дисциплины по выбору студента – 5 з.е. Факультативы – 13 з.е. (не обязательны, могут быть перенесены в обязательные дисциплины полностью или частично) Практика – 3 з.е. (в МАИ - педагогическая) НИР и выполнение диссертации – 165 з.е. Кандидатские экзамены – 3 з.е. (по 1з.е. на каждый экзамен) Подготовка к защите – 15 з.е.
15 ООП аспирантуры – график и структура ООП 1.1 год обучения – обязательные дисциплины и ДВА; 2 год – практика, ДВА, факультативы; 3 год – экзамен, НИР, подготовка к защите 2.Добавить по 1 з.е. для трех обязательных дисциплин на СРС и 1 з.е. на дисциплины по выбору аспиранта 3.Установить объем факультативных дисциплин на уровне 8 з.е. (четыре дисциплины по 2 з.е.) 4.Ввести обязательную дисциплину «Основы подготовки диссертации» объемом 1 з.е. 5.Для дисциплин по выбору и факультативов предложить возможность выбора 2 дисциплин по 3 з.е. из следующего набора: Педагогика и психология высшей школы Методы математического моделирования Новые информационные технологии для решения прикладных задач Методы математической физики и их применение к решению прикладных задач Планирование, организация и автоматизация эксперимента Системный анализ Статистические методы обработки информации Методы вычислительной математики