ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Содержание Взгляд участников образовательного процесса на причины неуспеваемости Взгляд участников образовательного процесса на причины неуспеваемости Факторы влияющие на школьную успеваемость Факторы влияющие на школьную успеваемость Психопрофилактика неуспеваемости Психопрофилактика неуспеваемости Выстраивание индивидуальной программы по работе с неуспевающими Выстраивание индивидуальной программы по работе с неуспевающими
Педагоги главными причинами неуспеваемости считают Здоровье (60%) Семейные проблемы (32%) Низкую самооценку учащихся (16%) Тревожность (18%) Педагогическую запущенность детей (24%) Сложность программы (16,5%)
Родители склонны считать главными причинами неуспеваемости Неинтересное преподавание предмета (36%) Неинтересное преподавание предмета (36%) Лень ребенка (32%) Лень ребенка (32%) Недостатки внимания детей (28%) Недостатки внимания детей (28%) Отсутствие индивидуального подхода (24%) Отсутствие индивидуального подхода (24%) Большие учебные нагрузки (24%) Большие учебные нагрузки (24%)
Психологи считают неуспеваемость следствием Амбиций родителей (30%) Амбиций родителей (30%) Незрелости психических функций детей (28%) Незрелости психических функций детей (28%) Недостаточного учета индивидуальных особенностей учащихся (28%) Недостаточного учета индивидуальных особенностей учащихся (28%) Проблем здоровья детей (20%) Проблем здоровья детей (20%)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ШКОЛЬНУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ ПРИЧИНЫ СОЦИАЛЬНЫЕФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Социальная среда Методика преподавания Неготовность к школьному обучению Одаренность Эмоциональное выгорание учителя Особенности познавательной сферы Особенности эмоционально-волевой сферы Особенности мотивационной сферы Леворукость Астенический синдром Гиперактивность Синдром психического инфантилизма Психоорганический синдром
Психопрофилактика неуспеваемости ПедагогиУчащиесяРодители Просвещение -особенности возраста -типология личности -особенности мотивации (избегание неудач, ориентация на успех) -развитие познавательных процессов -сензитивные периоды развития -стиль обучения (работа педагога) и стиль обучаемости учащегося -индивидуализация обучения Помощь в регулировании отношений в системе «учитель-ученик», «учитель-родитель» Просвещение: особенности возраста, типология личности, особенности мотивации и ее формирование, развитие познавательных процессов- сензитивные периоды(избегание неудач, ориентация на успех) Гармонизация детско-родительских отношений Помощь в регулировании отношений в системе «учитель-ученик», «учитель- родитель», «ребенок-родитель» Отслеживание процесса адаптации Самопознание (диагностика и результаты) Обучение приемам самопомощи, целеполагания, саморегуляции Формирование внутренней мотивации на индивидуальных и групповых занятиях Экстренная психологическая помощь в кризисных ситуациях (семейные и др. причины) Помощь в регулировании отношений в системе «учитель- ученик», «учитель-родитель», «ученик-ученик» Школьный психолог
ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ РАБОТЫ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ Исходный уровень Не готов к учебному процессу, нет готовности к сотрудничеству в рамках совместной программы, демонстрация дисоциального поведения в педагогических ситуациях: никакого согласия на предложения педагога, обход учебных заданий, отказ от всякого контакта с педагогами, игнорирование учебных заданий. Требуемое: Готовность к совместному решению возникших проблем. Педагогические ожидания Привить готовность к учёбе, социальную способность к активности в школьно – педагогических ситуациях. Участие родителей в процессе обучения учащегося. Ожидания учащегося Принятие педагогом и родителями актуального состояния ребенка (эмоционального, познавательного, актуальной сформированности учебных навыков и т.д.) Ожидания родителей Доброжелательное и требовательное отношение к ребенку.
Коррекционная программа Содержание Фаза подготовки учёбы: Выявление актуального состояния развития психических процессов и сформированности учебных навыков учащегося. Снижение требований к школьнику со стороны педагогов и родителей, пока они не будут соответствовать его актуальному уровню; Смена педагогической установки с «ориентированной на преподавание» на «ориентированную на учащегося», содействие индивидуальной работе, развитию интересов. Выстраивание индивидуальной программы для учащегося (Например, разрешение школьнику посещать уроки только два часа в день, выполнять задания в размере только одной задачи в день.) Принцип Постепенность (самые малые шаги), индивидуализация процесса обучения. Личностно-ориентированный подход к обучению. Одобрение и положительное подкрепление самостоятельной деятельности учащегося. Форма Индивидуальная работа с учащимся. Включение в групповую работу. СтильДемократический.
Содержание Подготовительная фаза: Создание условий для переориентации установок на школу. Вовлечение в дружеские контакты со сверстниками и в положительно окрашенные эмоциональные и деловые контакты. Специальные формы поощрения каждого. Организация свободного времени и вовлечение учащегося в общие дела класса, школы, систему доп. образования. Организация необходимой помощи каждому ученику. Способ Накопление и подкрепление положительного опыта взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. СтильДемократический. Перспективы развития Постепенная переориентация с внешней мотивации на внутреннюю. Воспитательная программа