Урок 18 8 класс
План урока. 1.Развитие системы образо- вания. 2.Биология и медицина. 3.Геология и химия. 4.Математика,физика и аст- рономия. 5.Наука и производство.
Задание на урок. Подумайте почему власти с большим вниманием относились к развитию науки и образования в 1-й половине 19 века?
После реформы 1803г.сис тема образования сос- тояла из 4-х ступеней: -1-классные церковно- приходские школы, -2-классные уездные учи- лища, -4-классные губернские гимназии, -университеты. В н. 19 в.были открыты университеты в Дерп- те,Казани,Харькове, Вильно,Петербурге и Лицеи в Царском Селе и Ярославле. 1.Развитие системы образования. Университеты России в 19 веке.
При Николае I все типы школ сохранились,но они стали сословно- обособленными. Для подготовки педкад- ров открылись инсти- туты в Москве и Пете- рбурге,а для подготов- ки иженеров стали по- являться технические заведения. Несмотря на цензуру в стране росли библио- теки,появлялись но- вые книгоиздательст- ва.(например Издате- льство А.Ф.Смирдина) 1.Развитие системы образования. А.Ф.Смирдин
В н.19 в. русские биологи вплотную подошли к пониманию эволюци- онных процессов раз- вития природы. И.Двигубский,И.Дядько- вский считали что ок- ружающий мир заро- дился естественным путем.К.Бэр в «Всеоб- щем законе развития природы» предвосхи- тил эволюционную те орию Ч.Дарвина. Н.Пирогов заложил осно вы военно-полевой хи рургии. 2.Биология и медицина. К.М.Бэр.
В 1811 г.К.Киргхоф зало- жил основы учения о катализе.К. Гротгус открыл закон фотохи- мии(химическое прев- ращение вещества при поглощении света. В 1840 г.Г.Гесс открыл закон сохранения энер гии применительно к химии. В гг.П.Соболевс- кий и В.Любарский стали основоположни- ками порошковой ме- таллургии. 3.Геология и химия. Горение сахара с использованием катализатора
Работы Н.Зинина,А.Бут- лерова заложили осно- вы органической хи- мии в России. Развитие капиталисти- ческих отношений выз вало бурное развитие геологии. В 30-е гг. начались геоло- го-съемочные работы территории России,а в 1840 г. Н.Кокшаров со ставил геологическую карту Европейской части страны. 3.Геология и химия. Н.Н.Зинин
Реформа образования по- служила толчком к бу- рному развитию мате- матической науки. Математический анализ начал применяться М. Острогралским в тер- мо-,электродинамике, теории потенциала. В 1826 г. профессор Каза- нского университета Н.Н.Лобачевский соз- дал неевклидову гео- метрию,которая наш- ла практическое при- менение только во 2- половине 20-века. 4.Математика,физика и астрономия. Н.И.Лобачевский
В физике основные иссле дования были связаны с электричеством. В 1802г.В.Петров разрабо тал гальваническую батарею и впервые по- лучил электрическую дугу.Б.Якоби и Э.Ленц разработали теорию электрических явле- ний на основе которой был созданы электро- двигатель и гальвано- пластика. П.Шиллинг изобрел теле граф,а Якоби-буквопе- чатающий аппарат. 4.Математика,физика и астрономия. Электрический двигатель Б.С.Якоби
В астрономии шел процесс накопления зна- ний.Главным достижением стало создание телескопических систем,позволивших более детально описать Солнечную систему. В 1839 г. была открыта Пулковская обсерва- тория ставшая астрономическим центром России. 4.Математика,физика и астрономия. Пулковская обсерватория
Железная Дорога Санкт-Петербург -Царское Село. Развитие производства сдерживалось крепостными порядками,но достижения науки все же находили в нем быстрое применение.В 1817 г. началось про- изводство стали методом пудлингования,П.Аносов открыл секрет булатной стали,в е гг. нача- лось железнодорожное строительство,для тексти- льной промышленности начали производиться химические красители,в 20-е г.началось развитие машиностроения. 5.Наука и производство.