Ключевые традиции российской педагогической культуры: идея гуманизма, очеловеченного воспитания В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов К.Д. Ушинский Н.Г. Чернышевский П.Ф. Каптерев Л.Н. Толстой Классическое наследие российской педагогики является неисчерпаемым источником современных инноваций как основы « возвращения к лучшим образцам российского образования »
Период Х I Х – ХХ столетия важный этап в развитии идей гуманистической педагогики, давший начало актуальному направлению современной педагогической науки – личностно - ориентированному образованию.
Н. И Пирогов ( ) Родился в Москве, в семье военного казначея. По окончании Московского университета (медицинский факультет) он подготовлялся в Дерпте (г. Тарту) к профессуре и в течение двух лет занимался в Германии усовершенствованием своих знаний. В 1856 г. Пирогов опубликовал статью « Вопросы жизни », которая вызвала бурную дискуссию по вопросам воспитания, сделала его известным в педагогических кругах.
- К чему вы готовите вашего сына ? – кто – то спросил меня. - Быть человеком, - отвечал я. - Разве вы не знаете, - сказал спросивший, - что людей собственно нет на свете ; это одно отвлечение, вовсе ненужное для нашего общества. Нам необходимы солдаты, моряки, врачи, юристы, а не люди. Правда это или нет ? " В чем состоит цель нашей жизни ? каково наше значение ? к чему мы призваны ? чего должны искать мы ?
воспитание личности, волевых и нравственных качеств, воспитание внутреннего человека. Цель воспитания - « истинный » человек, « идеал », « гуманистический идеал ».
Условия для цели воспитания : - ребенок должен иметь какие-то интеллектуальные задатки, - необходимо дать свободу для развития этих задатков, - религиозное воспитание, которое даст нравственную основу личности, придает смысл ее существованию. Гуманитарные науки – основа воспитания личности
Семейное воспитание детей дошкольного возраста - ступенька, с которой начинает формироваться нравственный человек, основа, на которой строится дальнейшее дошкольное и школьное образование. Основные мысли Пирогова о воспитании нравственного человека Роль матери в первоначальном семейном воспитании детей ( об идеале матери-воспитательницы) В семейном воспитании имеется больше возможностей руководить индивидуальным развитием ребенка. Мать должна дать детям основы реального образования, широко используя при этом детские игры - самый важный, самый сильный рычаг первоначального образования
игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная Ведущие виды детской деятельности по ФГТ:
Педагогическая антропология- понимание антропологической сущности человека «Новая педагогика» «Новый» педагог Антропологический принцип, Антропологическое знание Интегрированное знание о ребенке как целостном существе, полноправном участнике воспитательного процесса Объектом являются отношения человек-человек.
осознанная постановка гуманистических целей ; антропологическая ориентированность - акцентирование на развитии человека ( и ребенка и взрослого, и ученика и учителя и т. д.); целостность и продуманность всех компонентов системы ; четкая организация педагогического процесса ; высокие нравственные ориентиры и природосообразные, ненасильственные методы воспитания. Особенности для антропологически безупречного воспитания :
поддерживают свойственную детям активность ; опираются на их жизненный опыт ; прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребенку успех в той или иной деятельности и признание значимых для него людей ; организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями ; создают условия для активного освоения ребенком пространства своего бытия ; бережно относятся ко времени ребенка. Антропологически безупречные педагогические системы :
высокий уровень личностного развития и профессионализм педагога. Требования к современному воспитателю -
« Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание » Пирогов Н. И