2 Постановление Правительства РФ от 04 октября 2000 г. 751 О национальной доктрине образования в Российской Федерации Приказ Минобрнауки РФ От 6 октября 2009 г. 373 Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования (статьи 9 п.6), 14 п.п.2 и 4) Закон РФ от г «Об образовании»
3 Постановление Правительства РФ от г. N 751 «О национальной доктрине образования в РФ» Опубликовано в Бюллетене МО РФ, 2000 г., N 11 Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития. Стратегические цели образования: создание основы для устойчивого социально- экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности.
4 Национальная доктрина образования в РФ Основные цели и задачи образования Система образования призвана обеспечить: и сторическую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демо- кратического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью ; формирование у детей целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развития культуры межэтнических отношений
5 Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» г. 309-ФЗ Статья 9.Образовательные программы П.6. Основные общеобразовательные программы... обеспечивают реализацию ФГОС, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников и включают в себя рабочие программы учебных предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся
6 Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» г. 309-ФЗ Статья 14.Общие требования к содержанию образования П.2. Содержание образования должно обеспечивать: интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование духовно-нравственной личности;
7 Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» г. 309-ФЗ Статья 14.Общие требования к содержанию образования П.4. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.
8 Изменения, внесенные в Закон РФ «Об образовании» г. 309-ФЗ Статья 14.Общие требования к содержанию образования П.5. Содержание образования в конкретном ОУ опре- деляется образовательной программой, утверждае- мой и реализуемой этим ОУ самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими ФГОС
9 Необходимость продолжения работы по духовно-нравственному воспитанию Письмо директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от года « В регионах накоплен богатый опыт по формированию у обучающихся системы позитивных духовных и моральных ценностей на основе ознакомления с историей и культурой религий и основами этики. Департамент обращает внимание на то, что апробация комплексного учебного курса призвана дополнить этот имеющийся опыт, не подменяя его и не отменяя существующую в настоящее время практику.» И.М.Реморенко
10 Нормативные правовые акты, позволяющие продолжать начатую работу по изучению предметов регионального компонента содержания образования Статья 17 Федерального закона от N 309-ФЗ 3. Обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. (в ред. Федерального закона от N 260-ФЗ)
11 Федеральный базисный учебный план Примерный учебный план (недельный) начальное и основное общее образование Учебные предметы Количество часов в неделю IIIIIIIVVVIVIIVIIIIX Региональный компонент и компонент ОУ (6- дневная неделя) (0) * Региональный компонент и компонент ОУ (5- дневная неделя)
12 Нормативные правовые акты, позволяющие продолжать начатую работу по изучению предметов регионального компонента содержания образования В соответствии Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН ), зарегистрированными в Минюсте России 5 декабря 2002 г., регистрационный номер 3997, при 35-минутной продолжительности уроков во 2-4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе – 25 часов.
13 Федеральный базисный учебный план Примерный учебный план (недельный) начальное и основное общее образование Учебные предметы Количество часов в неделю IIIIIIIVVVIVIIVIIIIX Региональный компо- нент и компонент ОУ (5- дневная неделя) продолжительность урока -35 минут
14 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова ния 1.ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее – Программа) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения Программы; к структуре Программы, в том числе требования к соотношению частей Программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; к условиям реализации Программы.
15 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова ния 19.3 Обязательные предметные области : Филология Математика и информатика Обществознание и естествознание Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство Технология Физическая культура
16 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова ния Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Программа должна обеспечивать: формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику; создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
17 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образова ния В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план предусматривает время: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; на внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно- нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов.
18 Нормативные правовые акты, позволяющие продолжать начатую работу по изучению предметов регионального компонента содержания образования Статья 32 Закона РФ «Об образовании» Компетенция и ответственность образовательного учреждения 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов; (в ред. Федеральных законов от N 71-ФЗ, от N 309-ФЗ) 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); (в ред. Федерального закона от N 309-ФЗ)
Статус примерных программ Примерные программы созданы по всем предметам федерального базисного учебного плана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Примерные программы предназначены для разработчи- ков авторских программ как рекомендательный документ- ориентир, который показывает один из возможных (но не единственный) способов раскрытия содержания госстандарта. Авторы могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала. Примерные программы не рекомендуются в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам. 19
20 Базисный учебный план начального общего образования (ФГОС) Предметные области Учебные предметы Классы Кол-во час.в неделю IIIIIIIV Обязательная часть Филология Русский язык 5555 Литературное чтение 4444 Иностранный язык 222 Математика и информатика Математика 4444 Обществознание и естествознание Окружающий мир 2222 Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно- нравственной культуры народов России 0/1 Искусство Музыка 1111 Изобразит. искусство 1111 Технология 1111 Физическая культура 2222 итого ,5
21 Базисный учебный план начального общего образования (ФГОС) Предметные области Классы Кол-во час.в неделю IIIIIIIV Часть, формируемая участниками образовательного процесса -332,5 Максимально допустимая недельная нагрузка 2025 Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.) 10 Всего к финансированию 3035
Дополнительные возможности, предоставляемые ФГОС, для организации православного образования С I по IV класс в соответствии с базисным учебным планом отводится на изучение курсов: Русский язык 675 часов (Из них выделяется резерв свободного учебного времени 10% или 67,5 часов, который разработчики авторских программ могут использовать по собственному усмотрению); Литературное чтение 472 часа (10 % резерв времени); Окружающий мир 270 часов (20% резерв времени); Музыка 135 часов (20% резерв времени); Изобразительное искусство 135 часов (20% резерв времени); Технология 135 часов (20% резерв времени). Итого: 250 часов резерв времени на 4 года обучения. 22
23 Задача сохранения и развития практики духовно- нравственного воспитания в процессе преподавания учебных курсов духовно-нравственного содержания востребована обществом, она имеет большую соци- альную значимость, убедительные воспитательные результаты, поэтому, безусловно, должна и дальше развиваться и совершенствоваться.