КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ Достаточно проводить хотя бы каждый десятый или каждый двадцатый урок в логике компетентностного подхода, чтобы учебная мотивация учащихся резко возросла
Чем вызвана необходимость компетентностного подхода в образовании? Первое: успешность политики в образовании должна определяться согласованием потребностей и интересов государства, общества, личности Второе: образовательные программы должны способствовать развитию у учащихся умения применять полученные знания за пределами учебных ситуаций в повседневной практике Третье: на человека обрушилась лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать
Наиболее востребованные качества и умения саморазвитие (способность к самообразованию) – 76 % решение проблем – 60% общение (устная и письменная коммуникация) – 46% работа с другими (сотрудничество) – 38% владение информационными технологиями – 23% адаптация на рынке труда (эффективное поведение на рынке труда, предпринимательская деятельность) +
Результаты сравнительных международных исследований качества образования PISA г.PISA г. Область оценки Матема- тическая грамот- ность Естествен- нонаучная грамотность ЧтениеРешение проблем Место России среди стран- участниц
Что даёт компетентностный подход учителю и ученику? согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе и колледже подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам
Компетентностный подход позволяет повысить степень мотивации учения за счет осознания его пользы для сегодняшней и дальнейшей жизни учащихся облегчить труд учителя за счет постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении: «учитель-рикша» должен превратиться в «учителя-вагоновожатого» (Л.С.Выготский)
Компетентностный подход позволяет разгрузить учащихся не за счёт механического сокращения содержания, а за счёт повышения доли индивидуального самообразования не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов
Кто является заказчиком компетентностного подхода? работодатели обучающиеся преподавательский корпус
Основные составляющие понятия компетенции Знания – осваиваются в ходе познавательной деятельности. Следует подчеркнуть, что подход, основанный на компетенциях, ни в коей мере не принижает роль знания. Наоборот, знания необходимы как для осуществления деятельности, так и для дальнейшего обучения, что является неотъемлемым фактом в жизни в обществе, основанном на знаниях в которых предстоит жить Умение – предполагает целенаправленное выполнение действия, задания Отношение – под ним понимается к объекту и предмету деятельности, отношения между субъектами деятельности, а также отношение работника к самому себе к своему личному и профессиональному развитию и карьере Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях
Три основных типа компетенций Профессиональные Мобильные – социальные, коммуникативные, методические и иные, которые необходимы для эффективной трудовой деятельности в рамках различных профессий Ключевые - необходимые для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям, к ним относятся: грамота и счет; использование теоретических знаний в практических целях; умение учиться; умение осуществлять поиск и интерпретацию информации; умение сотрудничать и работать в команде; умение решать проблемы; ответственность за собственное обучение; коммуникативные умения; ответственность за качество труда и обучения; инициативность, творчество и т.д. мобильные ключевые
4 элементарные ключевые компетенции: информационная- готовность работать с информацией; коммуникативная- готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной кооперативная- готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих; проблемная- готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих;
СОСТАВНЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ самообразовательная исследовательская методологическая организационная прогностическая и др.
Комплексные ключевые компетенции(готовность человека успешно выполнять социальную роль: семьянин, гражданин, личность) социальная семейная гражданская личностная
Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости Компетентность - качество, приобретаемое учащимся в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике
Где: З – знания У – умения С – способности Л – личностные качества К - компетенции К С Л У З Компетенции относятся к деятельности Компетентность характеризует субъекта деятельности Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки результативности его действий по решению определенного круга задач
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !