Федеральный государственный стандарт
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального общего образования, перешли на обучение в первых классах по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО).
Обязательный переход на ФГОС в пятых классах запланирован на 2015, а в десятых классах – на 2020 год. Однако по мере готовности образовательных учреждений предусмотрена возможность их введения соответственно с 2012 и 2013 года
Впервые в стандартах сформулированы требования к структуре основных образовательных программ, к результатам освоения этих программ, а также к условиям их реализации (кадровым, финансовым, материально- техническим, психолого-педагогическим и другим). В этом и заключается первая характерная особенность федеральных стандартов.
Механизмом, распределяющим ответственность, является часть основной образовательной программы (ООП), формируемая участниками образовательного процесса. Это второй ключевой аспект ФГОС общего образования.
Впервые федеральными стандартами закреплено, что от 20 до 33 % объема ООП должны (а не просто имеют право) устанавливать родители совместно с обучающимися и педагогами. Основная образовательная программа – это не только учебный план той или иной ступени общего образования, но и программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, формирования (развития) универсальных учебных действий и т.д.
Третьей характерной чертой новых стандартов является возможность развития личности обучающегося не только в рамках урочного пространства, но и во внеурочной деятельности, организуемой по пяти направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, Формы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики Предусматриваемый объем внеурочной деятельности – до 10 часов в неделю. Обучающиеся имеют право на свободное посещение мероприятий внеурочной деятельности, организуемой за рамками учебного плана.
Таким образом, федеральные стандарты, реализуя принципы бесплатности и общедоступности общего образования, значительно расширяют его финансирование, как в отношении учебного плана, так и в отношении внеурочной деятельности.