1. ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Типология уроков – это определение типов уроков по какому-либо основанию. В качестве основания типологии уроков в дидактической системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000…») принята последовательность процесса построения любой системы, установленная в общей теории деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов и др.).
Тип урока Этап процесса построения любой системы 1) Урок открытия нового знания (ОНЗ) Построение нового элемента системы и установление первичных связей. 2) Урок рефлексии (Р) Применение нового элемента в соответствии с установленной нормой и коррекция нового элемента. 3) Урок систематизации знаний (С) Установление связей между новым и исходными элементами системы. 4) Урок развивающего контроля (К) Контроль деятельности системы. ТИПЫ УРОКОВ
Цель, задачи курсов 2. СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ В ТЕХНОЛОГИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ Л.Г. ПЕТЕРСОН («ШКОЛА 2000…»)
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ: 1) РАСШИРЕНИЕ ПОНЯТИЙНОЙ БАЗЫ (ПРЕДМЕТНОЙ И НАДПРЕДМЕТНОЙ). 2) ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО СТРОИТЬ И ПРИМЕНЯТЬ НОВОЕ ЗНАНИЕ. УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
Задание 1
Задание 2
1.Мотивация к учебной деятельности Цель этапа: Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 1. Знаю что значит уметь учиться (норма учебной деятельности) 2. Хочу учиться 3. Могу учиться (содержательные рамки) 4. Зачем мне надо учиться 9
Задание 3
1.Мотивация к учебной деятельности Требования к этапу УУД самоопределение (Л); смыслообразование (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). 2
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Цель этапа: Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. 4. Фиксация затруднения
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие 4. Организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании Затруднение – фиксация того, что я не могу что-то сделать. Фиксация невозможности получить запланированный результат.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие Требования к этапу УУД 6. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); использование знаковосимволических средств (П); выполнение пробного учебного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); использование критериев для обоснования своего суждения (К). 6.
Цель этапа: Выявление и фиксация места и причины затруднения. 1. Перестаю действовать – начинаю думать. 2. Что я делал, какие знания применял? 3. Где возникло затруднение? (место) 4. Почему оно возникло? (причина) 4
3. Выявление места и причины затруднения Требования к этапу УУД 1. анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); постановка и формулирование проблемы (П); структурирование знаний (П) 4.
1. Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта) 2. Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств) 3. План построения нового знания. 2 6
4. Построение проекта выхода и затруднения Требования к этапу УУД 7. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); планирование (Р); прогнозирование (Р); планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К); 7.
1. Реализация построенного проекта. 2. Фиксация нового знания в речи и знаково (эталон). 3. Решение задачи, вызвавшей затруднение
Эталон: знаковая фиксация способа действия (знаковая фиксация N) I. x + а = b x = b – a II. Чтобы найти часть надо из целого вычесть другую часть III. x + а = b x = b – a xa b
ЭТАЛОН: 1. Грамотный – без математических ошибок. 2. Сконструирован учащимися на уроке ОНЗ – хорошо им знаком и понятен. ЭТАЛОН – инструмент для решения задач данного типа
5. Реализация построенного проекта Требования к этапу УУД 3. выдвижение гипотез и их обоснование (П); поиск необходимой информации из текстов (П); использование знаковосимволических средств (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); осознание ответственности за общее дело (Л); 3.
Цель этапа: Применение нового знания в типовых заданиях. 1. Решение типовых заданий на новое знание 2. Проговаривание во внешней речи (всеми учащимися) 7
6. Первичное закрепление во внешней речи Требования к этапу УУД 8. выполнение действий по алгоритму (П); построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); использование критериев для обоснования своего суждения (К); управление поведением партнёра (К); осознание ответственности за общее дело (Л);
1. Выполнение самостоятельной работы (решение типовых заданий) 2. Самопроверка (по эталону для самопроверки) 3. Коррекция ошибок 4. Ситуация успеха 11
Эталон для самопроверки: реализация способа действия, соотнесенная с эталоном Пример: Решите уравнение: х + 15 = 27 Эталон для самопроверки на новый способ действия: х + 15 = 27 x + а = b х = 27 – 15 x = b – a х = 12
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Требования к этапу УУД использование знаковосимволических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); доказательство (П); контроль (Р); коррекция (Р); оценка (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
1. Границы применимости нового знания 2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными 3. Задания на повторение 4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем 10
8. Включение в систему знаний и повторение Требования к этапу УУД 9. нравственноэтическое оценивание усваиваемого содержания (Л); анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); моделирование, преобразование модели (П); установление причинноследственных связей (П); выведение следствий (П); выполнение действий по алгоритму (П);
1. Фиксация нового содержания 2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат) 3. Самооценка деятельности на уроке 4. Домашнее задание 12
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке Требования к этапу УУД рефлексия способов и условий действия (П); контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); самооценка на основе критерия успешности (Л); адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л);
Технология деятельностного метода. Урок ОНЗ 1) Мотивация к учебной деятельности. 2) Актуализация знаний и пробное учебное действие. 3) Выявление места и причины затруднения. 4) Построение проекта выхода из затруднения. 5) Реализация построенного проекта. 6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 8) Включение в систему знаний и повторение. 9) Рефлексия учебной деятельности на уроке
Концептуальная идея формирования УУД Контроль Тренинг в применении знаний, самоконтроль и коррекция Мотивация и приобретение знаний Представление о действии и первичный опыт его выполнения + ? + +
3. ОСНОВА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА ОНЗ В ТДМ ОБУЧЕНИЯ.
Задание 4
НОВОЕ ЗНАНИЕ (ПОНЯТИЕ, СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ)
Задание 5 Из четырех представленных пробных действий выберите только одно задание, соответствующее сформулированному новому знанию.
ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ
Задание 6 Из трех представленных формулировок фиксации затруднения выберите только одну правильную формулировку.
ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ
Задание 7 Из четырех представленных формулировок фиксации причины затруднения выберите только одну правильную формулировку.
ПРИЧИНА ЗАТРУДНЕНИЯ
Задание 8 Из двух представленных формулировок целей деятельности выберите только одну правильную формулировку.
ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ЭТАЛОН) Чтобы собрать пирамидку правильно можно: 1.Выбрать наибольшее колечко. 2. Надеть его на основу. 3. Если остались ненадетые колечки, выбрать из оставшихся наибольшее и надеть его, если нет, закончить сбор пирамидки «шишечкой».
ФИКСАЦИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (ЭТАЛОН) 1 2 3
Цель, задачи курсов Основная цель занятия 3: Уточнить способ формирования УУД на уроках открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон по разным учебным областям начальной и средней школы. Основные задачи: 1) познакомить с типологией уроков деятельностной направленности; 2) рассмотреть структуру урока открытия нового знания (ОНЗ) в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон (Школа 2000…»); 3) зафиксировать основу для конструирования урока открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения.
«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы не учились, сколько бы вы не знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов.» Н. А. Рубакин, библиограф, писатель