Выступление подготовлено Е. Г. Гурович по материалам сборника « Инклюзивное образование » Москва 2010 г.
Инклюзия - это процесс, при котором что - либо включается, то есть вовлекается, охватывается или входит в состав, как часть целого ( универсальный словарь Вебстера )
СОЦИОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКА Ребенок с особыми образова тельными потребностя ми
Приоритеты инклюзивного образования Социальная адаптацияНепрерывность Природосообразность образовательных задач и методовКоммуникативные компетенции Преодоление и профилактика социальной изоляции семьи
Цель экспериментальной деятельности – это разработка и апробация модели и технологий психолого - педагогического сопровождения инклюзивного процесса в различных образовательных учреждениях.
Задачи : 1. Создание единой образовательной среды для детей, имеющих таким образом различающиеся стартовые возможности ; 2. Организация системы эффективного психолого - педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования ; 3. Обеспечение эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения ; 4. Создание системы развития толерантного самосознания у подрастающего поколения ; 5. Создание и апробация модели междисциплинарного взаимодействия в команде специалистов сопровождения.
Основные аспекты : Инклюзивное образование ЦЕННОСТНЫЙ ОРГАНИЗАЦИ ОННЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬ НЫЙ
Основные направления ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования : 1. Научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов ; 2. Психологическое сопровождение всех участников инклюзивных процессов ; 3. Проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы. 4. Разработка практико - ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого - педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду ; 5. Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.
Участники : Департамент образования, управления образования Методические центры Высшие учебные заведения, профессиональные центры повышения квалификации Центры психолого- педагогической коррекции и реабилитации Дошкольные, общеобразовательные, коррекционные (специальные) учреждения Родительские и общественные организации
Модель непрерывной образовательной вертикали : Детский сад ЦентрШкола
Основные условия : регламентированное нормативно - правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса ; специально подготовленные для работы с " особыми " детьми педагоги и специалисты ( кадровый ресурс ОУ ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями " особых ", так и обычных детей ; материально - техническое оснащение для создания безбарьерной среды ( пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.); адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий ; необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми.
уч. год 967 детей с ограниченными возможностями здоровья 187 (5%) образовательных учреждений города Москвы 96 - для детей дошкольного возраста 91 - для детей школьного возраста
Что значит сделать образование инклюзивным ? Преемственность ступеней образования Начальная профессиональная подготовка в массовой школе Психолого-педагогическое сопровождение процесса и всех его участников Программно-методическое обеспечение процесса обучения Доступная образовательная среда. Адаптированные средства обучения Индивидуальный учебный план. Тьюторская поддержка. Адаптированные формы аттестации Инклюзивное детское сообщество
Основные проблемы Нет системного подхода Нет нормативно-правовой базы и финансовых механизмов Проблема кадров Проблема средств и сервисов Системные границы между специальным и общим образованием
Спасибо за внимание !