ИТ-образование и индустрия: перспективы сотрудничества Георгий Генс Президент холдинга ЛАНИТ Председатель комитета АП КИТ по образованию
Проблемы взаимодействия высшей школы и ИТ-индустрии Высшая школа по-прежнему больше ориентирована на подготовку студентов к исследованиям, чем к практической деятельности, хотя 90% студентов идет работать в индустрию; Высшая школа по-прежнему больше ориентирована на подготовку студентов к исследованиям, чем к практической деятельности, хотя 90% студентов идет работать в индустрию; Развитие образовательных стандартов отстает от современных требований рынка; Развитие образовательных стандартов отстает от современных требований рынка; В 90-е гг. в российской методической деятельности произошел разрыв, который привел к отставанию от общемирового тренда (Computing Curricula 2001, Career Space, болонский процесс и др.) В 90-е гг. в российской методической деятельности произошел разрыв, который привел к отставанию от общемирового тренда (Computing Curricula 2001, Career Space, болонский процесс и др.)
Проблемы взаимодействия высшей школы и ИТ-индустрии Отсутствие связи между высшим образованием и остальными формами образования (дополнительное, авторизованное и т.п.); Отсутствие связи между высшим образованием и остальными формами образования (дополнительное, авторизованное и т.п.); После окончания вуза практически любого специалиста приходится дополнительно обучать не менее 6 месяцев; После окончания вуза практически любого специалиста приходится дополнительно обучать не менее 6 месяцев; Недостаточно широко распространена система стажировок в ИТ-компаниях, целевой подготовки специалистов. Недостаточно широко распространена система стажировок в ИТ-компаниях, целевой подготовки специалистов.
Цели и задачи комитета по образованию АП КИТ Цель комитета по образованию АП КИТ – совместными усилиями способствовать решению перечисленных выше проблем; Цель комитета по образованию АП КИТ – совместными усилиями способствовать решению перечисленных выше проблем; Эта цель может быть реализована только путем установления конструктивного диалога между представителями учебных заведений, индустрией и государством; Эта цель может быть реализована только путем установления конструктивного диалога между представителями учебных заведений, индустрией и государством; Одной из основных задач комитета является представление наилучших практик (best practices) сотрудничества ИТ-компаний и образовательных учреждений; Одной из основных задач комитета является представление наилучших практик (best practices) сотрудничества ИТ-компаний и образовательных учреждений;
Конференция "Преподавание ИТ в Российской Федерации" В мае 2004 г. в Подмосковье прошла Вторая конференция "Преподавание информационных технологий в Российской Федерации" В мае 2004 г. в Подмосковье прошла Вторая конференция "Преподавание информационных технологий в Российской Федерации" В конференции приняло участие около 160 человек из России, Украины и Беларуси (почти в два раза больше, чем в прошлом году) В конференции приняло участие около 160 человек из России, Украины и Беларуси (почти в два раза больше, чем в прошлом году) Спонсорами конференции выступили компании-члены АП КИТ (Hewlett Packard, IBM, Intel, Microsoft) Спонсорами конференции выступили компании-члены АП КИТ (Hewlett Packard, IBM, Intel, Microsoft) По результатам работы был принят проект Решения конференции, окончательный вариант которого будет утвержден на следующей неделе По результатам работы был принят проект Решения конференции, окончательный вариант которого будет утвержден на следующей неделе Конференция была положительно воспринята участниками (средняя оценка мероприятия в целом – 4.42 из 5) Конференция была положительно воспринята участниками (средняя оценка мероприятия в целом – 4.42 из 5)
Вопросы, обсуждавшиеся на конференции Образовательные стандарты Образовательные стандарты –Обучение программистов –Бизнес-информатика –Болонский процесс –Опыт образовательных систем других стран Концепция и первые опыты единого государственного экзамена Концепция и первые опыты единого государственного экзамена Образовательные программы компаний-членов АП КИТ (Hewlett Packard, IBM, Intel, Microsoft,…) Образовательные программы компаний-членов АП КИТ (Hewlett Packard, IBM, Intel, Microsoft,…) Преподавание ИТ непрофильным специальностям Преподавание ИТ непрофильным специальностям В рамках конференции состоялось четыре круглых стола: В рамках конференции состоялось четыре круглых стола: –Проблема "локальной утечки мозгов" (из регионов в столицы) –Информатика в среднем и среднем профессиональном образовании –Соотношение высшего образования с дополнительным и авторизованным –Вопросы разработки и тиражирования учебных курсов
Дальнейшие планы Работа по реализации задач, поставленных в Решении конференции "Преподавание ИТ в России" Работа по реализации задач, поставленных в Решении конференции "Преподавание ИТ в России" Заседания группы экспертов при комитете по образованию с целью выработки рекомендаций по преподаванию ИТ Заседания группы экспертов при комитете по образованию с целью выработки рекомендаций по преподаванию ИТ Перевод документа Computing Curricula 2001: Software Engineering Перевод документа Computing Curricula 2001: Software Engineering –В долгосрочной перспективе – один из наиболее важных стандартов для ИТ-индустрии –Работа над англоязычной версией документа была завершена на прошлой неделе –В данный момент согласовывается получение прав на перевод этого документа Мы приглашаем все заинтересованные стороны к сотрудничеству с комитетом по образованию АП КИТ Мы приглашаем все заинтересованные стороны к сотрудничеству с комитетом по образованию АП КИТ