Вопросы обеспечения качества в условиях внедрения ФГОС профессионального образования Лейбович Александр Наумович, первый заместитель директора Федерального института развития образования
Актуальные вопросы 1.Завершение консолидации НПО и СПО на региональном уровне и формирование современной сети. 2.Модернизация управления системой (формализация роли работодателей, кластеры и сетевые программы, новые финансовые инструменты, единая система госзаказа и т.п.). 3.Развитие прикладного бакалавриата (ВПО региона). 4.Новый закон «Об образовании» 5.Внедрение и совершенствование новых классификаторов, профессиональных и образовательных стандартов 6.Система независимой оценки качества (аккредитация программ, сертификация выпускников) 7.Информатизация (электронные учебники, ИКТ среда) 8.Укрепление координационных механизмов
3 Внешний цикл управления качеством трудовых ресурсов Экономика Виды деятельности Рамки квалификаций (Нац.+отрасл.) Профессиональные стандарты и квалификации Образовательные стандарты Образовательные программы Рынок труда Независимая оценка уровня квалификации Оценка уровня образования
Особенности новых образовательных стандартов 1)Новая структура ФГОС: Требования к результатам освоения программы Требования к структуре программы Требования к условиям реализации программы Вариативная часть: не менее 30% - СПО (20% - НПО) 2)Дисциплинарный подход – теоретическая база Модульный подход - при освоении профессиональных компетенций 3) Оценка: академическая квалификация + профессиональная квалификация
Новая система профобразования региона Новое учебное оборудование Новые учебные материалы Оценка состояния Эффективный консалтинг План необходимых изменений Реализация плана Пере- подго- товка кадров
Независимая оценка квалификаций сертификационные центры Объединения работодателей Профсообщества, профсоюзы Современные квалификации Профессиональное образование Основные профессиональные программы Дополнительные профессиональные программы Стажировки Самообразование Опыт профессиональной деятельности
Соискатели 7 Регистр Центры оценки и сертификации квалификаций Экспертно- методические центры Организации -партнеры Общественно-государственный совет
Пилотные проекты по сертификации квалификаций Атомная отрасльМеталлургия Нефтегазодобывающая отрасльУправление персоналом Ракетно-космическая отрасльТуризм и сервис ЭнергетикаНаноиндустрия АвтомобилестроениеЮриспруденция МашиностроениеПедагогика Медико-биологическая и фармацевтическая отрасль Информатика и вычислительная техника АвиастроениеЖелезнодорожный транспорт
Измерительные материалы (ИМ) Аттестационно-педагогические измерительные материалы (АПИМ) – измерительные материалы по одной или нескольким дисциплинам для оценки соответствия содержания и уровня подготовки студентов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта по основной образовательной программе. Контрольно-измерительные материалы (КИМ) – максимально однородные по содержанию и сложности экзаменационные материалы, обеспечивающие стандартизированную оценку учебных достижений выпускников в максимально однородных условиях. Контрольно-оценочные средства (КОС) – все виды оценочных материалов, позволяющих определить фактический уровень освоения образовательных программ и подтвердить достижение различных образовательных результатов, в т. ч. факт сформированности компетенций и готовности к определенным видам деятельности
Жизненный цикл ИМ Разработка пилотных заданий Апробация пилотных заданий Коррекция структуры фондов и тематических заданий (по результатам апробации) Штатное применение измерительных материалов Верификация измерительных материалов Валидация измерительных материалов Периодическое обновление измерительных материалов Проектирование структуры фонда измерительных материалов (выбор дидактических единиц, критериев их освоения и последовательности предъявления заданий)
Что делать ? 1)Унифицировать модели (макеты) измерительных материалов 2)Подготовить необходимое количество разработчиков на основе унифицированных моделей ИМ 3)Сформировать ядро общероссийских фондов ИМ в разрезе «отраслей» 4)Обеспечить полный жизненный цикл ИМ 5)Использовать потенциал системы сертификации квалификаций 6)Создать услугу интернет экзамена 7)Использовать унифицированный инструментарий и результаты независимой оценки для различных процедур 8)Четко определить бенефициаров оценочных процедур (в чьих интересах осуществляется оценка)