27 октября 2011 год Реализация проекта инклюзивного образования в условиях внедрения ФГОС начального образования : критерии эффективности и требования к результатам освоения основной образовательной программы Сабельникова С. И., заместитель директора ОМЦ ЦОУО ДО г. Москвы
Образование сегодня Компоненты образовательной парадигмы Суть компонента Ценностиучение для самореализации человека в жизни; Мотивы заинтересованность обучающихся в учении, удовольствие от достижения результатов; заинтересованность педагога в развитии обучающихся; Нормы обучающиеся разделяют с педагогом ответственность за свое учение; авторитет педагога создается за счет его личностных качеств; Цели направленность учения на овладение компетенциями; учение в течение всей жизни; Позиции участников учебного процесса педагог создает условия, организует деятельность для самостоятельного учения детей; взаимное партнерство педагога с обучающимися через установление субъект- субъектных отношений Формы и методы динамичные структура учебных дисциплин и формы организации учебного процесса; акцент на самостоятельную работу обучающихся Контроль и оценка смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся
Универсальные учебные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта совокупность способов действия учащегося ( а также связанных с ними навыков учебной работы ), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
регулятивныекоммуникативные личностныепознавательные Виды УУД
Личностные действия Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение ; Смыслообразование ( зачем я учусь ?); Нравственно - этическая ориентация.
Регулятивные действия Целеполагание ; Планирование ; Прогнозирование ; Контроль ; Коррекция ; Оценка ; Саморегуляция.
Познавательные универсальные действия Общеучебные универсальные действия ; Логические универсальные действия ; Постановка и решение проблемы.
Коммуникативные действия Планирование учебного сотрудничества ; Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ; Управление поведением партнера ; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Условия включения детей с ОВЗ в образовательное учреждение специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ ; разработанная программа коррекционной работы с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе ; наличие систематического комплексного психолого - медико - педагогического сопровождения образовательного процесса ; специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду.
Условия освоения ООП НОО учащимися учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся ; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего ( полного ) общего образования ; разнообразие видов деятельности и форм общения при определении целей обучения и воспитания ; путей их достижения ; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности ; использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных и иных особенностей ; обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала детей с ОВЗ в процессе освоения ООП НОО ; оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся ; « возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения ».
Материально - техническая база Организация пространства. Организация временного режима обучения. Организация рабочего места ребенка с ОВЗ. Овладение техническими средствами обеспечения комфортного доступа ребенка с ОВЗ к образованию. Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ. Обеспечение специальными учебниками, рабочими тетрадями и дидактическими материалами, отвечающими особым образовательным потребностям детей на каждой ступени образования в соответствии с выбранным уровнем и вариантом стандарта образования.
Основные требования к организации образовательного процесса раннее начало комплексной коррекционно - развивающей работы ; использование специальных методов, приемов и средств обучения обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ ; индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ОВЗ ; обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды ; введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников ; организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.
Специальные профессиональные компетентности компетентность в оценке особенностей освоения учебной программы учащимися ( временных и качественных характеристик ), для своевременного выявления детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и имеющих особые образовательные потребности ; компетентность во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, необходимую как для включения в комплексную психолого - педагогическую коррекционно - развивающую работу учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе в обучении, так и для ее реализации ; компетентность в создании условий, необходимых для максимальной реализации образовательного потенциала детей, имеющих особые образовательные потребности и оценки динамики результатов образовательной и собственно педагогической деятельности ; компетентность в создании условий, охраняющих физическое и психическое здоровье детей и способствующее социализации и личностному росту как детей с ОВЗ, так и их здоровых сверстников.