ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ- СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ. Воспитатель Лиман И. Т.
Цитируем.. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев
Цель : Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование.
Задачи : Расширение представлений у детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; Развитие у детей умений пользоваться приборами- помощниками при проведении опытов и игр – экспериментов; Развитие у детей умственных способностей: мыслительных операций, умения выдвигать гипотезы, делать выводы; Социально-личностное развитие каждого ребёнка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности
Классификация экспериментов По характеру объектов, используемых в эксперименте: - опыты с растениями; - опыты с животными; - опыты с объектами неживой природы; - опыты, объектом которых является человек. По месту проведения опытов: - в групповой комнате; - на участке; - в лесу, в поле и т.д. По количеству детей: - индивидуальные (1-4 ребенка); - групповые (5-16 детей); - фронтальные или коллективные (вся группа). По причине их проведения: - случайные; - запланированные; - поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру мыслительных операций: - констатирующие (позволяющие увидеть какое-то состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями); - сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта); -обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам) По характеру познавательной деятельности: - иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты); - поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат); - решение экспериментальных задач. По способу применения в аудитории: - демонстрационные (в аудитории меняется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт, а дети следят за ходом и результатами); - фронтальные (в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей).
Планирование : Опыты с объектами живой и неживой природы (с растениями, насекомыми, воздухом, водой, песком, землёй); Знакомить с различными свойствами веществ (твёрдость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); Развивать географические представления – знакомились с глобусом, получили знания о Солнечной системе, о различных космических явлениях; При проведении опытов познакомились с правилами техники безопасности
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что- то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В.А.