1 Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся определенных государственных образовательных уровней – цензов. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня и может рассматриваться в масштабах всей страны, на уровне отдельного региона, города, района.
2 Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям
3 Общероссийская система оценки качества образования (ОСОКО) - совокупность организационных и функциональных структур, обеспечивающая основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений и определение индивидуальных и личностных качеств детей и взрослых граждан, а также выявление факторов, влияющих на образовательные результаты
4 обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения; обеспечение единого образовательного пространства; повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг для принятия жизненно важных решений (по продолжению образования или трудоустройству); развитие государственной аттестационной службы; принятие обоснованных управленческих решений по повышению качества образования Цели ОСОКО
5 Принципы построения ОСОКО реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости; возрастно-психологической адекватность процедур и показателей; учет типовых социально-экономических и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации; открытость, прозрачность процедур оценки качества образования; открытость и доступность информации о состоянии и качестве образования; повышение потенциала внутренней оценки, самооценки;
6 Принципы построения ОСОКО осуществление внешней оценки структурами, функционально и ресурсно независимыми от системы управления образованием; централизованная разработка процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований на основе апробированных российских и зарубежных аналогов; широкое обсуждение в профессиональном сообществе содержания, процедур, технологий, инструментальных средств аттестационных и мониторинговых обследований; принятие и реализация управленческих решений на основе результатов оценки состояния и качества образования; соблюдение преемственности в образовательной политике и традиций российской системы образования
7 Задачи ОСОКО оценка уровня образовательных достижений обучающихся образовательных учреждений для их итоговой аттестации и отбор для поступления на следующую ступень обучения; оценка качества образования на различных ступенях обучения в рамках мониторинговых исследований качества образования (федеральных и международных); формирование системы измерителей для различных пользователей, позволяющей эффективно реализовывать основные функции оценки качества образования
8 Основные пользователи результатов ОСОКО обучающиеся и их родители; педагогические коллективы школ и преподаватели вузов и ссузов; органы управления образованием; работодатели
9 Принципы отбора показателей для ОСОКО ориентация на требования внешних пользователей; учет потребностей системы образования; минимизация системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления системой образования; инструментальность и технологичность используемых показателей (с учетом существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);
10 Принципы отбора показателей для ОСОКО оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности); иерархичность системы показателей; сопоставимость системы показателей с международными аналогами; соблюдение морально-этических норм в отборе показателей.
11 При построении ОСОКО необходимо использовать: существующие формы контроля качества образования, в части созданную инфраструктуру в рамках эксперимента по введению ЕГЭ; механизмы и процедуры: - ЕГЭ; - аттестации и аккредитации образовательных учреждений; - мониторинговых исследований; - диагностических обследований; - сбора статистических данных
12 Направления работ по использованию существующих организационных структур, механизмов и процедур для построения ОСОКО упорядочивание информационных потоков: исключение дублирования или повторных запросов в адрес образовательного учреждения на предоставление одной и той же информации. Вся информация, собираемая из первичных источников, должна быть доступна для официального использования на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; разграничение полномочий различных организационных структур (аттестационных, методических, инспекторских и др. служб контроля и оценки) и координация их деятельности; объективизация существующих экспертных процедур и технологий, традиционных методов оценки и контроля;
13 Направления работ по использованию существующих организационных структур, механизмов и процедур для построения ОСОКО введение механизмов обязательной общественно- профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений; осуществление централизованной разработки диагностических средств; разработка и внедрение программ повышения квалификации и переподготовки работников образования в области оценки качества образования
14 Направления работ по созданию новых структур и механизмов для построения ОСОКО федерального информационно-аналитического центра оценки качества образования, осуществляющего разработку показателей и требований к основным технологиям и процедурам оценки качества образования, сбор и обобщение информации, подготовку ежегодного отчета о состоянии образования в России и рекомендации по развитию системы образования; системы мониторинга качества образования, направленного на выявление тенденций развития российской системы образования и ее основных проблем (в рамках международных, общероссийских и региональных обследований), и на его основании принимать те или иные управленческие решения по результатам, которые будут получаться в системе ОСОКО; системы сертификации педагогических тестовых материалов