Давайте познакомимся! Педагог-психолог 1 категории Ваганова Елена Вячеславовна ОБРАЗОВАНИЕ: с отличием окончила в 2001 году Челябинский Государственный Педагогический Университет специальность : педагог-психолог ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ: ЧИПКРО 2010 год «Психологическое сопровождение ребенка в ДОУ»
Для эффективной работы педагога- психолога в дошкольном учреждении, организовано рабочее пространство (сенсорная комната, кабинет психолога) Психологический кабинет детского сада оснащен методическим и организационным материалом, достаточным для проведения различных мероприятий ( диагностики, коррекционно-развивающей работы, консультаций, тренингов и пр.)
Волшебный мир сенсорных комнат не оставляет равнодушным никого. Оптимальное комплексное воздействие на все органы чувств и нервную систему человека, очарование «живой сказки», создающее радостное настроение и ощущение полной безопасности – все это позволяет говорить об уникальности и ценности сенсорных комнат, с проблемами в развитии, обучении, поведении и социальной адаптации. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние ребенка: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы:
Сенсорная комната В релаксационный блок входят 1 большое мягкое кресло. Набор записей релаксационной музыки. Ребенок, лежа на большом кресле, может принять комфортную позу и расслабиться, все тело имеет удобную, безопасную опору, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию... Включает в себя релаксационный и активационный блоки. Активационный блок включает все оборудование со светооптическими эффектами (пузырьковая колонна, фиброоптическое волокно, панно «Бесконечность), а так же игру для развития внимания «Шарики и горка»,и сенсорную дорожку « Тропа для ног». Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.
Активационный блок «кривые» зеркала Пузырьковая колонна
Релаксационный блок
Активационный блок
Оборудование в сенсорной комнате Световая пузырьковая колонна В прозрачной колонне из прочного пластика, заполненной дистиллированной водой, поднимается бесконечное число воздушных пузырьков. Если в колонну запустить пластмассовых рыбок или шарики, то они начинают резвиться, подталкиваемые пузырьками воздуха. Они то всплывают вверх, в цветных, переливающихся струях, то падают вниз. Это завораживающее зрелище не оставит равнодушными ни детей ни взрослых. Назначение – развитие зрительного и тактильного восприятия, цветовосприятия, активизация внимания, релаксация в процессе представления образов.
сухой бассейн Бассейн, с мягкими стенками, наполнен пластмассовыми полупрозрачными шариками. Может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Лёжа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию мышечного тонуса туловища и конечностей данного ребенка и расслабиться. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими его, даёт возможность лучше почувствовать своё тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело в бассейне всё время имеет безопасную опору, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение - это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Передвижение в подвижных шариках создаёт прекрасные условия для развития координации движений. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены; ребёнок сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться. Назначение - релаксация, снятие напряжения, глубокая мышечная релаксация.
Зеркальный шар Вращающийся зеркальный шар является идеальным вариантом для любой сенсорной комнаты благодаря множеству сияющих лучей, комната наполняется множеством разноцветных огней, что создает атмосферу сказки. Волшебная нить с контроллером По гибкой пластмассовой трубке, с цветными лампочками внутри, путешествует цвет. Скорость движения огоньков по трубке и их количество можно задать при помощи контроллера. Волшебная нить абсолютно безопасна, её можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали.
Пучок фибероптических волокон с боковым точечным свечением «Звездный дождь» Водопад волокон, изменяющий свой цвет вдоль волокна. Совершенно безопасные волокна можно перебирать, держать, обнимать. Изменяющиеся цвета привлекают внимание, успокаивают, хорошо концентрируют внимание. Чрезвычайно эффективен для детей с дефектами зрения. Панно «Бесконечность» В выключенном состоянии представляет зеркало. После включения загораются лампочки и появляется оптический эффект светящегося круглого тоннеля, уходящего в бесконечность. Назначение – зрительная стимуляция, развитие воображения, релаксация.
Работа с коллективом педагогов Формы работы по психологическому просвещению разнообразны: беседы, проводящиеся на методических совещаниях групповые и индивидуальные консультации, подготовка памяток, подбор и распространение психологической и психолого-педагогической литературы и т.п. Темы бесед, консультаций, раздаточного материала могут варьироваться в зависимости от поставленных задач: 1. Психологические особенности детей разных дошкольных возрастных групп; 2. Возрастные кризисы развития и условия, способствующие их благополучному разрешению; 3. Создание условий для эмоционального благополучия ребенка; 4. Особенности подхода к «трудным» детям;; 5. Адаптация ребенка к детскому учреждению.; Главное не сами темы бесед, а то представление о жизни и развитии детей, которое педагог-психолог стремится передать воспитателям и родителям. Необходимо убедить всех участников воспитательного процесса в том, что ребенок не просто готовится к будущей жизни, а уже живет, и важнейший долг взрослых сделать эту жизнь как можно более счастливой.
работа с педагогами Тренинги с педагогами «Упражнение ласковые лапки» Релаксация для педагогов
Работа с родителями В условиях нашего центра развития ребенка психологическое консультирование является системой коммуникативного взаимодействия педагога-психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера. Проводятся консультации с родителями детей воспитывающихся в детском саду по вопросам их развития и воспитания. Консультации могут быть как индивидуальными, так и групповыми (выступление на родительских собраниях ). Консультирование родителей по вопросам готовности к школе и выбора учебного заведения и программы обучения при поступлении ребенка в школу. Получить консультацию педагога –психолога можно в среду с 16:00 до 16:30.
Работа с родителями Групповые консультации для родителей « какая игрушка нужна ребенку » Групповые консультации для родителей
просвещение консультации Папки-передвижки
Памятка для родителей. Скоро Вам вместе с Вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в нее радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций: Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу. Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении. Будьте терпеливы. Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены. Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми. Когда ребенок с Вами разговаривает, слушайте его внимательно. Если Вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия). Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения. Спрашивайте у ребенка : «Что ты делаешь?» Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления. Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте … Поощряйте любопытство. Не скупитесь на похвалу. РАДУЙТЕСЬ ВАШЕМУ РЕБЕНКУ!!!
Коррекционно - развивающая работа: работа предполагает разработку и осуществление программ, направленных на развитие личности в целом и отдельных ее сторон (познавательная и личностная сфера); обучение методам и приемам саморегуляции и преодоление эмоциональных стрессовых реакций; проводится во всех возрастных группах согласно расписанию занятий, в группах по 8 человек. Младший возраст – занятия по адаптации. Занятия в сенсорной комнате. Средний, старший, возраст – занятия по коррекции эмоционально- волевой сферы. Подготовительная группа - занятия по коррекции эмоционально- волевой сферы -Занятия по развитию познавательной сферы. Коррекционная работа – с 2009 года в нашем ЦРР осуществляется программа « Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение особого ребенка» ДЦП, аутизм.
Коррекционно-развивающая работа Адаптационные занятия в младших группах Пескотерапия в подготовительной группе
Адаптационные занятия
Игры с песком
Групповые занятия