Мамбеталиева Татту
Краткий обзор на 1 января 2003 года население Кыргызской Республики составляет 5.1 млн. человек. В сельской местности проживает 64%, а в городской- 36%. Телефонная плотность на протяжении последних 5 лет остается на уровне 7-8 процентов. Более 530 сельских населенных пунктов не имеют доступа к средствам связи, что составляет около 35 процентов от общего числа населенных пунктов по республике.
Краткий обзор На сегодняшний день вся местная фиксированная связь в Кыргызской Республике, используемая физическими лицами, повсеместно убыточная. Плата, которая взимается с юридических лиц, существенно превышает себестоимость. Оплата за фиксированную услугу связи Себестоимость включая рентабельность Плата с физических лиц Плата с юридических лиц Бишкек55 сом41 сомПримерно 121 сом Сельская местность Примерно 97 сом25 сомПримерно 84 сом
Краткий обзор -Низкая плотность телефонных сетей в сельской местности; Высокие тарифы на услуги связи; Недостаточно широкое распространение беспроводных средств связи; Низкий спрос на услуги связи в сельской местности; Низкая информированность населения о возможностях информационных коммуникационных технологий
Предложения государственных органов Создание Фонда универсального обслуживания, путем перераспределения 3 процентов от выручки всех операторов связи, полученной от оказания услуг связи. Средства Фонда универсального обслуживания предполагается направить на: - развитие телекоммуникационных сетей сельских нетелефонизированных населенных пунктов; -строительство, ремонт сетей сельской связи; -выплату членских взносов Кыргызской Республики в международные и региональные организации связи.
Государственная политика Политика обеспечения доступности не сформирована; Сельская связь является социальной функцией АО «Кыргызтелеком»; Поддерживается перекрестное субсидирование, которое сдерживает спрос на международные услуги связи, и перекрывают доступ новых участников на субсидируемые рынки Существует попытка возложения финансирования универсальности на частных операторов связи, которые потенциально могут дать антиконкурентные результаты; Приватизация и условия конкуренции не содействуют распространению обслуживания на экономически невыгодные районы; Отсутствуют устойчивые правила, которые могли бы гарантировать предсказуемость государственного регулирования
Предложения частного сектора -Варианты обеспечения нетелефонизированных сельских населенных пунктов беспроводной связью, предполагающие более низкие затраты на создание и поддержку инфраструктуры; -Общественный фонд «Информационное будущее» на средства бизнес-структур, представляющих не только сектор связи, но и банки, информационные компании и др. В рамках фонда осуществляются три направления деятельности: предоставление пакета телекоммуникационных услуг, обучение и информационная поддержка;
Интересы потребителей услуг связи Организации, заинтересованные в развитии телекоммуникаций в сельской местности: -Международные и местные сетевые общественные организации (ПРООН, Программа развития горных территорий, Центры поддержки гражданского общества др.), реализующие долгосрочные проекты в селах и заинтересованные в стабильной связи с ними; -Главы отдельных айыл окмоту, общинные организации, общественные организации, образовательные учреждения; -само местное население, которое в разных регионах различно оценивает актуальность проблемы отсутствия связи(например, представители малого бизнес сектора, фермеры, чабаны, которые могут платить за услуги связи)
В Кыргызской Республике вопросы обеспечения доступности телекоммуникационных услуг решаем через модель партнерского взаимодействия всех заинтересованных сторон
Что мы делаем в партнерстве Постоянный процесс межсекторального диалога для выработки партнерского взаимодействия по обеспечению доступа сельской местности к телекоммуникационным услугам за счет использования ресурсов государства, бизнес- сообщества и потребителей; За счет средств бизнес сектора создан на добровольной основе общественный фонд «Информационное будущее», которые создают центры общественного доступа к телекоммуникационные услугам в селах, обучением и информационным содействием;
Что будем делать в партнерстве в ближайшие 2 года Вносить изменения в законодательство с целью, упрощения процедуры лицензирования в области связи; Определим порядок присоединения сетей операторов связи к сети общего пользования; обеспечим возможность равного доступа операторов связи к инфраструктуре телефонной канализации.
Что будем делать в партнерстве в долгосрочном порядке Вводить преференции для операторов связи, работающих в убыточных сегментах отрасли; Поддерживать развитие децентрализованной сети местных фондов по осуществлению бизнес- проектов с привлечением средств местных сообществ и донорских организаций для обеспечения доступности телекоммуникационных услуг в селах; Образовательные программы и тренинги.