« Вслед за птицами» Обобщающий урок по теме «Класс птиц» Учитель биологии : Габитова Д. Ж.
Цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Класс Птицы»
Задачи: Обобщение и закрепление знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, связанных с полётом; о некоторых особенностях жизнедеятельности птиц; Развитие навыков самостоятельной работы; формирование умений работать в группе с дидактическим материалом и натуральными объектами; развитие умений самоконтроля и самооценки; Формирование у школьников «Я - концепции» («Я нравлюсь», «Я способен», «Я нужен» и т.д.)
Форма проведения урока: Имитация деятельности во время экскурсии в Орнитологический музей.
Оборудование: Карточки – задания Натуральные объекты Схематические рисунки Справочная литература
Начало экскурсии
Классификация птиц Класс ПТИЦЫ (насчитывает более 8000 видов, Объединённых В 35 отрядов) Килегрудые или летающие (надотряд типичные птицы) Бескилевые или бегающие (надотряд страусовые) Плавающие (Надотряд пингвины)
Внешнее строение птицы Голова Шея Туловище Конечности Тело птиц покрыто перьями
Строение и виды перьев
Строение скелета птицы
Пищеварительная система 1.Рот; 2.Глотка; 3.Пищевод; 4.Зоб; 5.Железистый желудок; 6.Мускульный желудок; 7.Печень; 8.Поджелудочная железа; 9.Тонкая кишка; 10.Толстая кишка; 11.Клоака.
Отряды птиц Класс Птицы включает более 8,6 тысяч видов, которые объединены в 40 отрядов.
Отряд Курообразные
Отряд Дневные хищники
Отряд Совообразные
Отряд Гусеобразные.
Отряд Дятлообразные.
Отряд Воробьинообразные
Отряд Журавлеобразных
Выводы: Форма тела округлая. Передние конечности видоизменены в крылья. Перьевой покров придаёт птицам обтекаемую форму. Отсутствие зубов облегчает вес птицы. Скелет прочный и лёгкий. Грудина имеет высокий киль, к которому прикрепляются мощные мышцы, приводящие в движение крылья. Органы пищеварения приспособлены к обильному питанию и обеспечивают быстрое переваривание пищи. Это связано с большими энергозатратами во время полёта, а также на поддержание высокой температуры тела.