Изучить жизнь и творчество Алексея Гавриловича Венецианова в Удомельском крае. Задачи: познакомиться с творчеством и деятельностью А. Г. Венецианова на Удомельской земле изучить творчество учеников А. Г. Венецианова, на основе изученной литературы, работ А.Г.Венецианова и его учеников составить Венециановский маршрут по Удомельскому краю. Методы изучения: изучение научно – популярной литературы по данном вопросу, поиск информации в Интернете, анализ информации из газет: «Удомельская старина» «Удомельская газета» «Тверская жизнь».
Алексей Гаврилович Венецианов А. Г. Венецианов родился 18 февраля 1780 года в Москве. В 26 лет он уехал в Петербург, для дальнейшего развития своих творческих способностей. В 1815 году он женился на Марфе Азарьевой. На имя жены было куплено имение Софонково. Крестьяне любили Венецианова как отца. У него было образцовое хозяйство, самый бедный из крестьян имел 2-х лошадей. Художник открыл в имении больничку, школу для крестьянских детей. Дом Венецианова в имении Софонково «Автопортрет»
«Портрет жены» «Портрет дочерей» «Портрет матери»
Главными персонажами картин художника были простые крестьяне, с которыми он общался в своем хозяйстве. Так же художник рисовал случаи из жизни. Примером этому служит картина «Вот тебе и тятькин обед». На ней изображен мальчишка, случайно попавшийся Венецианову на дороге. «Вот тебе и тятькин обед» «Весна. На пашне»
Через школу Венецианова пошли более 80–ти учеников. Самые известные и выдающиеся из них: Григорий Васильевич Сорока, Никифор Степанович Крылов, Алексей Васильевич Тыранов, Федор Михайлович Славянский, Васильев Иринарх Васильевич. К каждому из них Венецианов относился как к родному сыну. Федору Славянскому он хотел дать свою фамилию, но ему отказали. Помогал Г. Сороке освободиться от крепостной зависимости.
Григорий Сорока. Этого художника Венецианов заметил у помещика Милюкова, и брал его на время учится. Его талант можно заметить на многочисленных картинах. «Автопортрет» «Портрет Л. Милюковой» «Вид на озеро Молдино»
Этого художника Венецианов заметил во время ярмарки около Николо – Теребеньского монастыря. Уже тогда Крылов был довольно преуспевающим художником. «Русская зима» «Спящий мальчик»
Способности Тыранова увидел его старший брат иконописец. Когда Алексей Васильевич работал в Николо – Теребеньском монастыре его встретил Венецианов. Так Тыранов стал его учеником. «Семейный портрет» «Портрет Айвазовского» «Женский портрет»
Он был крепостным помещицы Семенской. С Венециановым он начал заниматься в 1838 году. Именно тогда Венецианов написал своему соседу Милюкову о его таланте. « Семейный портрет» «Кабинет художника Венецианова»
В Удомельском крае много мест которые связаны с именем А. Г. Венецианова. Алексей Гаврилович дружил со многими помещиками, которые проживали по соседству с ним. Получал заказы на написание портретов, икон для местных церквей и монастырей. По изученной литературе, я попыталась проследить в каких местах Удомельского края бывал Венецианов и составить венециановский маршрут по карте
Большим другом Венецианова был П. А. Путятин, имение которого находилось недалеко от имения Венецианова, и находилось в местечке Братское. Венецианов часто бывал у Путятиных, что отражено в его творчестве и в воспоминаниях дочери. Дед и его жена, Любовь Ивановна (в девичестве Милюкова), часто приглашали к себе в гости жившего неподалеку художника А.Г. Венецианова. В 1815 г. он написал известный портрет их дочери княжны Веры Путятиной, провинциальной барышни с книгой в руках. Портрет В. Путятиной. д.Братское. Место расположения дома Путятиных
Много сведений я нашла о дружбе Венецианова и помещика Н. П. Милюкова, чье поместье находилось в Поддубье, близ озера Молдино. Между Венециановым и Н.П. Милюковым была довольно интенсивная переписка. Первое упоминание о Сороке находится в письме А.Г. Венецианова из Сафонково. Церковь в Поддубье, где хранились иконы кисти Венецианова и Сороки Портрет Е. Милюковой» Церковь в Поддубье Современный вид дома Милюковых Портрет Е.Н Милюковой
Письменное предание о возникновении монастыря говорит, что в конце 15 века, в том месте, где теперь стоит монастырь, было село Теребени помещика Михаила Обуткова. В 1492 году по летописи здесь на р. Мологе был основан монастырь Возле монастыря регулярно проводились ярмарки, на которых бывали и удомельские помещики. Неоднократно там бывал и Венецианов. Именно здесь он встретил своих первых учеников, Тыранова и Крылова, во время росписи нового иконостаса главном храме монастыря Это свидетельствует о том, что Венецианов не только приезжал на ярмарки, но и работал в монастыре над иконами.
Деревяжиха – это место в лесу, что неподалёку от недавно прекратившей своё существование деревни Рябиха. Название деревни упоминается в «Книге Бежецкой пятины» 16 века. До 1930-х гг.здесь стояли 3 часовни. Недалеко от того места, и сегодня видны следы кладбища. Недалеко от места, где стояла одна из часовен, находится большой валун. На нём – две пары углублений, похожих на человеческие следы. По преданию, это следы Николая Чудотворца. В часовнях были иконы поразительной красоты (кисти А.Г.Венецианова и учеников его школы). Ежегодно 22 мая в праздник Перенесения мощей Святителя Николая от села Поддубье до Деревяжихи шёл крестный ход. Приезжали священнослужители из Бежецка, монахи из Николо-Теребенского монастыря
Это название появилось на карте Удомельского района совсем недавно, в 1980 году, в год 200 – летнего юбилея А. Г. Венецианова. Ранее эта деревня носила название Дубровское. С какой стороны не подойдешь к этой деревне, открывается великолепный пейзаж: белоснежная церковь с голубыми, как небо, куполами. До постройки этой церкви, была деревянная, и находилась она ближе к кладбищу. Именно эту церковь расписывал Венецианов и его многочисленные ученики. В новом храме можно увидеть «Святую Троицу» Григория Сороки. Там же, по словам старожилов, находится «Богородица», написанная самим Венециановым. На кладбище находится могила А.Г Венецианова.
Значение Венецианова в истории русского искусства очень велико. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество жизни и быту крестьянам. Алексей Гаврилович стремился создать образцовое хозяйство. Венецианов выработал совершенно новый метод обучения, построенный на изучении литературы. Он обращал внимание на крестьян, которым обучение в Академии художеств было закрыто. Смею заметить, что Венецианов не разу не ошибся. Все его ученики стали довольно известными людьми. Места, где был Венецианов стали очень популярны. Пейзаж каждого места, портрет хозяев и крестьян, интерьеры, где он бывал, можно увидеть на его всемирно известных картинах. Следовательно, Венецианов внес большой вклад в искусство России. Вывод