Основоположники и разработчики технологии проблемного обучения В основе проблемного обучения – идеи Дж. Дьюи ( ) американского психолога, философа и педагога; (1894 г. Чикаго, опытная школа) __________________________________________ Дж. ДьюиЧикаго Дж. ДьюиЧикаго В России в разработке концепции проблемного обучения активное участие принимали: Е. Л. Мельникова Е. Л. Мельникова, А. М. Матюшкин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие. А. М. МатюшкинИ. Я. ЛернерМ. И. МахмутовВ. ОконьМ. Н. Скаткин Е. Л. Мельникова А. М. МатюшкинИ. Я. ЛернерМ. И. МахмутовВ. ОконьМ. Н. Скаткин
1. Проблемная ситуация 2. Проблемный вопрос 3. Проблемная задача 4. Творческая задача 5. Самостоятельная работа
* Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения 1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступными для учащихся и соответствовать их познавательным способностям. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы.
Специфические функции проблемного обучения
* Виды проблемного обучения
Основные принципы проблемного обучения
* побуждающий диалог это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу * подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; * применение мотивирующих приёмов: «яркое пятно» сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
* Работа в группах - взаимообучение групп. * Работа в парах-парное взаимообучение. * Самостоятельная поисковая работа (работа со справочным материалом, учебными пособиями, предметными картинками) * Подготовка выступлений учениками (отрабатывается техника выступления, формулирование вопросов, аргументация, оценивание) * Ученик вместо учителя * Подготовка проблемных домашних заданий
Приёмы включения ребенка в диалог
* Актуализация прежних знаний * Создание проблемной ситуации * Постановка учебной задачи * Исследование проблемы * «Открытие» новых знаний * Первичное закрепление знаний * Самостоятельная работа * Рефлексия. * Итог урока