МОУ « Сизинская средняя общеобразовательная школа»
Выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта «Концепция профильного обучения» Выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта «Концепция профильного обучения»
Задачи предпрофильной подготовки Выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением; Развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; Формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Предпрофильная подготовка Курсы по выбору Информационная работа Профильная ориентация
Предпрофильная подготовка (схема организации) Предпрофильная подготовка =min~ 100 (102)часов- всего 449 часов ( 9А,9Б,) Курсы по выбору 305часов Информационная работа, профильная ориентация 10 часов + Работа кл. руководителей Новая форма итоговой аттестации 9-классников ; портфолио
Нововведения в рамках предпрофильной подготовки Курсы по выбору предпрофильной подготовки ( элективные ) НовыеНовые методы проведения итоговой аттестации «Портфолио»Портфолио
Элективные предпрофильные курсы входят в школьный компонент матрицы базисного учебного плана, и для них не существует образовательных стандартов. От курсов обязательно требуется: Иметь избыточный характер; Быть строго регламентированными во времени; Содержать строго предметный либо оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы; Предполагать конкретный результат и наличие социальных проб (анкетирование, выборочная диагностика); Формировать общеучебные навыки; Использовать различные технологии, в том числе интерактивные(информационные).
Информационная работа как компонент предпрофильной подготовки-(10 часов + работа кл. руководителей) Информационная работа как « содержательное путешествие » по образовательной карте территории Разработка информационной « образовательной карты » и ее презентация Определение мероприятий по организации информирования родителей и учащихся о возможностях образовательной сети Общее знакомство учащихся с типами учреждений ПО Ограничения и риски, связанные с ПО Яркие биографии, примеры профессионального успеха Предварительная диагностика интересов
Методы презентации «образовательной карты» Собеседование Реальные и виртуальные экскурсии Просмотр видеофильмов Самостоятельная работа с информацией Дни открытых дверей Встречи с людьми, профессии которых востребованы в регионе Анкетирование, тестирование, консультации.
«Портфолио» и построение образовательного рейтинга выпускника основной школы. (отв. Классный руководитель 9-го класса)
Философия учебного портфолио предполагает: Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет данной теме и данному предмету Интеграцию количественной и качественной оценок Перенос педагогического ударения с оценки на самооценку Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
"Портфолио" Совокупность сертифицированных (документированных) индивидуальных учебных достижений учащихся. (Цели,содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы.-М., 2003)
Виды портфолио. Портфолио «Портрет» Портфолио «Коллектор» Портфолио «Рабочие материалы» Портфолио «Достижения»
Цель «портфолио» выполнять роль индивидуальной накопительной оценки и, наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы.
Типы (составляющие) портфолио "Портфолио документов" "Портфолио работ" "Портфолио отзывов"
«Портфолио документов» сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения. Вид представления ДостоинстваОграничения Вкладыш в аттестат Диплом Грамота Свидетельство возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.
«Портфолио работ» собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.
«Портфолио работ» Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Ведомость или зачетная книжка о прохождении курсов по выбору Творческая книжка с приложением работ Фотографии Электронные документы Видеозаписи Модели, проекты качественная оценка, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения представление о динамике учебной и творческой активности, направленности интересов, характере предпрофильной подготовки. Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
Зачетный лист п/п Название Элективного курса Кол- во часов ФИО Преподавателя Вид, название итоговой работы Промежут очный зачет Итоговый зачет Рекомендации учителя:
«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника к своей конкретной деятельности и ее результатам.
«Портфолио отзывов» Вид представления Достоинства (преимущества) Ограничения Текст ы заключений Р ецензи и Отзывы Р езюме Эссе Ре комендательн ы е пис ь м а и прочее Возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления Сложность формализации и учета собранной информации.
Примерная схема внутришкольного сетевого взаимодействия зам. директора по НМР Координатор муниципальной сети Зам.директора школы Внутришкольное взаимодействие -8 класс -9 класс -классные руководители -учителя -родители Сетевое взаимодействие -другие школы сети -училища, техникумы, вузы -психологическая служба
Наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных в профильном обучении и послешкольном образовании «Опыт» 4 Информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения «Информи- рованность» 3 Представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения «Цели» 2 Выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования «Ценности» 1 КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ К ВЫБОРУ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ