Алгоритм создания. (Рекомендации для учителя)
Научись быть гибким и хорошо приспосабливаться, изучи все доступные тебе ресурсы. Дело не в том, сколько тебе известно: видимо, ни один человек на свете не обладает достаточными знаниями; нет, просто ты должен знать, как найти то, в чем ты нуждаешься. Дафна Краузе.
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ОБОЙТИСЬ БЕЗ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ? Ученик должен иметь возможность: ответить сам себе на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я?»; получить реальный опыт формирования индивидуального учебного плана; подготовиться к поступлению в избранный профиль.
Что такое элективные курсы? Курсы по выбору или элективные (от англ. elect – выбирать) Не являются обязательными для всех, ориентированы на интересы учеников и возможности педагогического коллектива. Ученики не сдают экзаменов по их программе.
Виды элективных курсов в предпрофильном обучении. ( виды элективных курсов определяются в зависимости от целей обучения, поставленных авторами). Повышение уровня конкретной дисциплины для подготовки школьников к восприятию предмета на профильном уровне. Ориентация на выбор профиля обучения, знакомство с видами профессиональной деятельности и разными формами организации познавательной деятельности, характерными для данной дисциплины
ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА КУРСОВ ПО ВЫБОРУ ПРЕДМЕТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРОБНЫЕ) Существующий аналог - ФАКУЛЬТАТИВ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ (ОРИЕНТАЦИОННЫЕ) Существующий аналог – КРУЖОК, СТУДИЯ Выбор
ГДЕ ВЗЯТЬ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСАМ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Предметно ориентированные –Существующие учебные пособия, программы факультативов, специальных курсов; –Части учебных пособий для подготовки в вузы, классов с углубленным изучением предметов. Межпредметные (ориентационные) –Научно-популярная литература
Дидактическая модель учебного предмета (элективные курсы основываются на материале конкретной дисциплины) Компоненты: 1.Научные знания. (Физика, биология) 2.Способы деятельности, воплощенные в умениях и навыках. (Химия, информатика) 3.Содержание эмоционально- ценностных отношений личности ( Музыка, литература) 4.Опыт творческой деятельности В состав каждого учебного предмета входят все вышеназванные компоненты, но роль учебного предмета определяется ведущим компонентом.
Рекомендация: В предпрофильных курсах, ориентированных на повышение мотивации при выборе профиля, необходимо наряду с научными знаниями увеличить объем других компонентов. Пример: « Анатомия, физиология и гигиена человека»- опора- Научные знания. « Проектная деятельность. Факторы среды обитания - опора- Опыт творческой деятельности « Вредные привычки: зависимость и преодоление»- опора- Эмоционально- ценностные отношения
Структура элективного курса : 1.Линейная 2.Концентрическая 3.Блочно-модульная 4.Целевая Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею. Цицерон
Линейная структура. Такое построение содержания обучения, в котором использованы сходные логические связи между элементами содержания одной области знания. Линейное построение предполагает постоянное продвижение в одном направлении и ориентирована на дисциплины с ведущим компонентом научные знания. Пример: «Решение уравнений и неравенств»- математика. « Химия и искусство»- межпредметный курс.
Концентрическая структура. Такая структура используется чаще всего в программах, где предусматривается усвоение учебного материала на разных уровнях сложности. Первоначальный уровень: даются лишь общие представления об изучаемом объекте, ключевые положения. Второй и третий уровни способствуют развитию ключевых понятий, предусматривают формирование знаний и умений на повышенном и высоком уровне. Данный тип структуры курса возможен в программах, ориентированных на повышение уровня изучения предмета с ведущим компонентом способы деятельности. Пример: « Деловой английский язык» « Алгебра и гармония: развитие применение математического языка»
Блочно- модульная структура. (наиболее характерна для элективных программ) Предполагает использование равноценных блоков или модулей, имеющих заданную внутреннюю структуру ( чаще всего – линейную), их количество зависит от целей и типологии курса. Возможен вариант перестановки модулей. В каждом блоке доминантам может быть любой ведущий компонент ( научные знания, способы деятельности, содержание эмоционально-ценностных отношений личности, опыт творческой деятельности). Пример: « Окружающая среда и здоровье человека» «Проект. Сокровища земных недр»
Целевая структура. Структура построения опирается на целевые установки. Основное содержание курса относится не к одной учебной дисциплине, а к различным областям и опирается в зависимости от цели ( чаще всего практическая ), которая должна быть достигнута. Цели курсов освещают области деятельности, выходящие за рамки традиционных школьных предметов. Ведущий компонент программы- опыт творческой деятельности. Пример: « Культура здоровья и основы рационального питания» «Фитодизайн»
Алгоритм разработки программы: 1.Выбор возрастной категории учащихся: 9 кл- предпрофильное обучение, кл.- профильное. 2.Определение вида курса в соответствии с его целями позволит сформировать наименование программы. 3.Вид элективного курса и его ведущий компонент ( научные знания, способы деятельности, содержание эмоционально-ценностных отношений личности, опыт творческой деятельности) играют решающую роль в отборе учебного материала. Кроме того, ведущий компонент позволяет выявить наиболее значимые из формирующихся знаний, умений, отношений 4.Выделение приоритетных задач в зависимости от профиля направленности позволяет сформулировать основные содержательные блоки
Алгоритм разработки программы: 5.Определение логической структуры курса отражено в последовательности изучаемых тем и может составит основу тематического планирования. 6.Объем и роль вспомогательных знаний конкретизируют основное содержание и определяют общие требования к результатам 7.Выбор форм организации учебного процесса отражен в тематическом планировании. 8.Отбор наиболее значимых способов действий школьников с учебным материалом, он влияет на планируемые образовательные результаты и формы отчетности по элективным курсам.
Что должно быть отражено в пояснительной записке к элективному курсу? 1.Возрастная категория. 2.Количество часов. 3.Цель курса. 4.Вид курса и его ведущий компонент 5.Задачи курса. 6.Возможны комментарии по отдельным блокам или темам. 7.Значение данного курса. 8.Планируемые результаты. Презентация элективного курса.
Формы отчетности учащихся по элективным курсам: Общественный опрос Собеседование Семинары-обсуждения Зачетные мероприятия Участие в круглых столах и ролевых играх Защита проектов и практических работ. Творческие работы Участие в олимпиадах, марафонах, конференциях. Оформление портфолио