Формы взаимодействия органов местного самоуправления с собственниками помещений до введения в действие Жилищного кодекса РФ
Органы местного самоуправления до введения в действие Жилищного кодекса РФ: Самостоятельно выбирали способ управления многоквартирными домами. Устанавливали размер платы за жилое помещение. Принимали участие в создании ТСЖ в стадии застройки многоквартирных домов.
продолжение Содействовали созданию ТСЖ в существующей застройке. Содействовали в обучении председателей правлений и бухгалтеров ТСЖ, ЖСК и ЖК. Осуществляли административный контроль деятельности управляющих организаций. Оказывали финансовую поддержку собственникам при предоставлении им ЖКУ (льготы, субсидии, дотации).
Недостатки ранее существовавших форм взаимодействия органов местного самоуправления с собственниками помещений в многоквартирных домах Выбор способа управления многоквартирным домом осуществлялся ОМСУ административным методом. Размер платы за жилое помещение устанавливался ОМСУ без учета технического состояния общего имущества в многоквартирном доме. Собственники не имели возможность проконтролировать исполнение обязательств управляющей организацией.
продолжение Средства собственников за содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества расходовались управляющими организациями (службой заказчика) не по назначению. Плата собственников помещений за ЖКУ дифференцировалась в зависимости от организационно-правовой формы управляющей организации. Собственники не могли повлиять на процесс управления многоквартирным домом. ОМСУ не осуществляли бюджетное финансирование в полном объеме.
Формы взаимодействия органов местного самоуправления с управляющими организациями до введения в действие Жилищного кодекса РФ ОМСУ имели право в соответствии с Федеральным законом от 15 июня 1996 г. 72- ФЗ «О товариществах собственников жилья» создавать службы заказчика на ЖКУ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. N 797 «О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно- коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на годы» производить конкурсный отбор управляющих организаций. В России 94% управляющих организаций службы заказчика, созданные ОМСУ.
продолжение Службы заказчика создавались ОМСУ в форме муниципальных унитарных предприятий или учреждений. ОМСУ имели возможность оказывать административное воздействие на хозяйственную деятельность таких управляющих организаций. Отношения между ОМСУ и управляющими организациями строились на институтах: хозяйственного ведения, оперативного управления, доверительного управления, муниципального заказа, представительства. Право на управление у управляющих организаций возникало в силу распорядительного акта ОМСУ.
Варианты взаимодействия ОМСУ с управляющими организациями до введения Жилищного кодекса РФ ОМСУ Распорядительный акт Служба заказчика Конкурс Коммерческая управляющая организация Общее собрание ТСЖ
Варианты взаимодействия ОМСУ с управляющими организациями после введения в действие Жилищного кодекса РФ ОМСУ Общее собрание ТСЖ, ЖСК, ЖК, СПК Открытый конкурс Управляющая организация Общее собрание Управляющая организация