Взаимодействие специалистов ПМПк и педагогов образовательного учреждения в процессе психолого-педагогического сопровождения детей
Психолого-педагогическое сопровождение – это способ решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Психолого-педагогическое сопровождение – это способ решения вопросов, связанных со взаимодействием ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачи психолого-педагогического сопровождения: Задачи психолого-педагогического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению: профилактика; профилактика; диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг); консультирование (индивидуальное и групповое); консультирование (индивидуальное и групповое); развивающая работа (индивидуальная и групповая); развивающая работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); коррекционная работа (индивидуальная и групповая); психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого- педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей; экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений). экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных ступенях образования различны. Дошкольное образование - ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе. Начальная школа- определение готовности к обучению в школе и учет особенностей детей в обучении, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, формирование желания и «умения учиться», развитие творческих способностей, обеспечение готовности к обучению в основной школе. Основная школа - сопровождение перехода в основную школу, адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно- смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций. Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, объединенными в службу, консилиум и т.д., выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная просветительская работа с администрацией и учителями. Уровень учреждения. На данном уровне работа ведется педагогами- психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, объединенными в службу, консилиум и т.д., выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная просветительская работа с администрацией и учителями. Содержание программы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка и направлено на коррекцию имеющихся нарушений в развитии, воспитании или обучении, выявленных в ходе углубленного диагностического обследования. Содержание программы определяется индивидуальными особенностями развития ребенка и направлено на коррекцию имеющихся нарушений в развитии, воспитании или обучении, выявленных в ходе углубленного диагностического обследования.
Психолого-педагогический консилиум – наиболее распространенная и действенная форма работы специалистов по сопровождению учащихся. В состав психолого-педагогического консилиума входят: В состав психолого-педагогического консилиума входят: 1. Зам.директора –председатель консилиума Члены консилиума: Члены консилиума: 1. Педагог-психолог 2. Учитель-дефектолог 3. Учитель-предметник 4. Классный руководитель 5. Медицинский работник
Информация, необходимая для проектирования программы психолого-педагогического сопровождения 1.Классный руководитель, опираясь на результаты своих собственных наблюдений и бесед с учителями-предметниками, дает педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом. Предоставляемая информация должна касаться, во-первых, трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, и, во-вторых, особенностей, индивидуальных черт его обучения, общения и самочувствия. Складывается из следующих показателей: Качественные характеристики учебной деятельности: трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий; трудности и особенности, проявляющиеся при устных и письменных ответах на уроке, у доски; трудности и особенности, возникающие при выполнении творческих заданий и рутинной трудоемкой работы; трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного; виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности; предполагаемые причины описанных трудностей и особенностей. Количественные показатели учебной деятельности: успеваемость по основным предметам; предполагаемые причины низкой или не ровной успеваемости. Показатели поведения и общения в учебных ситуациях: описание и оценка поведения с точки зрения учебной активности и заинтересованности; описание и оценка поведения с точки зрения соблюдения общепринятых правил; индивидуальные особенности и трудности, возникающие в процессе общения с педагогами и сверстниками. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях: описание «типичного» для школьника эмоционального состояния на уроке; описание ситуаций, вызывающих у учащегося различные эмоциональные трудности (плач, раздражение, агрессия, испуг и др.).
2.Педагог-психолог 2.1.Информация по классам представляет собой сводные таблицы показателей, которые были получены при анализе данных психолого-педагогического мониторинга, наблюдений, экспертных опросов педагогов и родителей. На заседании рабочей группы психолог рассказывает о тех общих тенденциях в состоянии школьников, которые он обнаружил при анализе этих данных. 2.2.Информация о ребенке или его семье, во-первых, облекается психологом в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, а во-вторых, формулируется доступным и понятным педагогам и медику языком. В этой информации может быть: 1. Описание психологических особенностей обучения, поведения и самочувствия школьника в период сбора информации. Описание дается в свободной форме, но с опорой на содержание тех компонентов психолого-педагогического статуса школьника, которые были исследованы психологом. 2. Названы те сферы психической жизни ребенка или подростка, в которой обнаружены определенные нарушения или отклонения от возрастной, психической или социальной нормы и описаны конкретные проявления этих нарушений: умственное снижение по отношению к возрастной норме, психические нарушения, проявляющиеся в отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях и др. По возможности указываются причины существующих нарушений. 3. Названы те сферы психической жизни школьника, развитие которых характеризуется выраженными индивидуальными особенностями и описаны их реальные проявления. 4. Перечислены адекватные с точки зрения психолога формы сопровождения.
Члены консилиума должны обязательно располагать определенной информацией о состоянии здоровья и физических особенностях школьников по следующим показателям: Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума: соответствие физического развития возрастным нормам; состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы; переносимость физических нагрузок,(на основании данных учителя физкультуры). Факторы риска нарушения развития: наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний. Характеристика заболеваемости за последний год.
Участники процессов проектирования и реализации программы психолого-педагогического сопровождения. Проектированием программ психолого-педагогического сопровождения занимается рабочая группа: Необходимая информация от педагогов-предметников поступает через классного руководителя и частично педагога-психолога, рекомендации по уровню сопровождения и степени включенности специалистов - от ПМПк. Члены рабочей группы: Заместитель директора Педагог-психолог Учитель-дефектолог Классные руководители (в начальной школе - основные учителя). В состав рабочей группы могут входить: медицинский работник (могут быть подготовлены медицинские документы) социальный педагог. Проект разработанной программы обсуждается и согласовывается завучем со всеми участниками ее реализации. Программа психолого-педагогического сопровождения утверждается директором образовательного учреждения.
На рабочей группе оговаривается содержание программы сопровождения: Какого рода помощь требуется школьнику, каким конкретным содержанием желательно наполнить развивающую работу с ним, какие его особенности должны быть обязательно учтены в процессе обучения и общения. Какую сопровождающую работу могут взять на себя участники рабочей группы, какую необходимо осуществить силами педагогического коллектива данной параллели, а что можно сделать только с помощью семьи или специалистов различного профиля вне школы. В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника (класса) примут участие психолог, школьный медик, классный руководитель, учителя- предметники, социальный педагог? Какая по содержанию и формам будет предусмотрена работа с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника (класса) и школьной администрацией? Предполагается ли и какая социально-диспетчерская деятельность? Реализацией программы психолого-педагогического сопровождения занимаются все, кто каким-либо образом может способствовать решению поставленных в программе задач: классный руководитель, педагог- психолог, учитель-предметник, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог и др.
Основные положения психологического сопровождения школьников, их учителей и родителей 1. Психологическое сопровождение детей и взрослых отражает содержание запросов, задачи, поставленные участниками школьной жизни. 2.Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 2.Психологическое сопровождение является неэффективным, если оно дублирует учебный процесс во всех его проявлениях, не отвечает интересам школьников. 3. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. 3. Программа психологических занятий является практическим воплощением идеи о непрерывности психологического сопровождения детей и взрослых в школьной ситуации развития. 4.Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. 4.Принципиально не называются психологические занятия уроками, тем самым подчеркиваются существенные различия между школьными уроками и встречами с психологом. 5.По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных устремлений. 5.По сути, это программа встреч, общения психолога с детьми, направленная на создание условий для проявления и развития личностных устремлений. 6.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования, консультирования детей и взрослых. 6.Психологическое сопровождение ведется в аспекте профилактики, развития, диагностики, социально-психологического образования, консультирования детей и взрослых. 7.Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.). 7.Виды деятельности, составляющие программу психологического сопровождения, имеют выраженный практико-ориентированный характер (развитие умений и навыков в области общения, взаимоотношений, познания, самообладания и т.д.). 8.Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности. 8.Психологическое сопровождение создает условия, чтобы дети и взрослые почувствовали, поверили в свои разносторонние способности. 9.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 9.Аксиома психологического сопровождения: индивидуальная жизнь человека самоценна, уникальна, должна быть лишена насилия. Опыт и активность в его накоплении способствуют личностному развитию. 10. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 10. Взрослые и дети лучше понимают и развивают друг друга, когда совместно решают значимые задачи. 11.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора. 11.Дети, учителя, родители от конфронтации приходят к взаимопониманию, если они уважительно относятся друг к другу, ответственно подходят к решению жизненных проблем, имеют право и навыки самостоятельного выбора.
Направления деятельности Администрация ОУ :1.Определяет необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степень участия каждого из них. 2.Утверждает состав рабочей группы по подготовке программы сопровождения 3.Рассматривает на заседаниях педагогического совета реализацию программ сопровождения 3.По итогам работы рабочей группы: утверждает программу сопровождения учащегося (группы) 4.Подводит итоги реализации программы сопровождения Классный руководитель: 1.Готовит представление с описанием проблемы ученика в администрацию ОУ Привлеченные специалисты: 1.Проводят углубленное диагностическое обследование, готовят представление с описанием проблемы ученика с приложением результатов диагностики, представляют рекомендации к содержанию программы по решению данной проблемы. Консилиум ОУ : 1. Проводится плановое заседание консилиума (вырабатываются рекомендации) 2. Проводит заседания консилиума по промежуточным итогам реализации программы 3. Проводит итоговое заседание консилиума: подводит итоги реализации программы Рабочая группа: 1. Разрабатывает программу сопровождения 2. При необходимости вносит корректировку в программу сопровождения Педагогический совет:1.Рассматривает программу психолого-педагогического сопровождения, принимает решение об утверждении. 2.Может рассмотреть тематические вопросы по организации психолого-педагогического сопровождения.
По отношению к деятельности специалистов как команды при проектировании программы можно выделить две модели: По отношению к деятельности специалистов как команды при проектировании программы можно выделить две модели: 1.Модель командного взаимодействия. 2.Моделирование программ комплексной помощи 1. Модель командного взаимодействия 1. Модель командного взаимодействия Административный уровень Административный уровень Цель административного уровня: определение необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степени участия каждого из них. Цель административного уровня: определение необходимых специалистов, привлекаемых к решению проблемы, и степени участия каждого из них. Задачами данного уровня являются: Задачами данного уровня являются: Оценка существующих внутренних ресурсов специалистов; Оценка существующих внутренних ресурсов специалистов; Рассмотрение вопроса о необходимости привлечения дополнительных ресурсов; Рассмотрение вопроса о необходимости привлечения дополнительных ресурсов; Формирование команды специалистов для решения частной проблемы ребенка; Формирование команды специалистов для решения частной проблемы ребенка; Организация работы команды специалистов; Организация работы команды специалистов; Привлечение специалистов и организаций другого профиля с целью повышения ресурсной базы ОУ; Привлечение специалистов и организаций другого профиля с целью повышения ресурсной базы ОУ; Обеспечение реализации программы комплексной помощи ребенку. Обеспечение реализации программы комплексной помощи ребенку.
На административном уровне определяется степень включенности специалиста в процесс реализации программы комплексной помощи субъекту образовательного учреждения: сопровождение- наблюдение реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением- наблюдением кураторство специалист, участвуя в реализации программы комплексной помощи, осуществляет динамическое наблюдение за ребенком, разрабатывает рекомендации педагогу, родителям и другим участникам коррекционного процесса, консультирует их специалист проводит занятия и обеспечивает организацию всего комплекса мероприятий, необходимых для эффективного коррекционного воздействия (отслеживание динамики развития, консультирование родителей, взаимодействие с участниками коррекционного процесса) специалист консолидирует усилия участников вокруг проблемы ребенка, наблюдает за динамикой его развития. В его обязанности входит проведение КРЗ с сопровождением- наблюдением, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами
Административный уровень включает в себя внутренний и внешний подуровни: Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов образовательного учреждения и ее комплексность Внутренний подуровень обеспечивает работу команды специалистов образовательного учреждения и ее комплексность Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения и привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку в решении его проблем Внешний подуровень обеспечивает выход за рамки учреждения и привлечение дополнительных ресурсов для предоставления дополнительной специализированной помощи ребенку в решении его проблем
Содержательный уровень Содержательный уровень Цель содержательного уровня – определение путей помощи ребенку и его семье в решении проблемы, составление и реализация индивидуальной комплексной программы занятий специалистов. Цель содержательного уровня – определение путей помощи ребенку и его семье в решении проблемы, составление и реализация индивидуальной комплексной программы занятий специалистов. Задачами содержательного уровня являются : Задачами содержательного уровня являются : Планирование конкретных действий специалистов, направленных на определение и решение проблем ребенка в рамках командного подхода; Планирование конкретных действий специалистов, направленных на определение и решение проблем ребенка в рамках командного подхода; Прогнозирование результатов работы команды; Прогнозирование результатов работы команды; Составление индивидуальных комплексных программ занятий с сопровождением (перечня конкретных мероприятий, направлений и содержания коррекционной работы); Составление индивидуальных комплексных программ занятий с сопровождением (перечня конкретных мероприятий, направлений и содержания коррекционной работы); Реализация и корректировка программ; Реализация и корректировка программ; Определение границ профессионального деятельностного поля специалистов в коррекционной работе с ребенком. Определение границ профессионального деятельностного поля специалистов в коррекционной работе с ребенком. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Содержательный уровень включает прогностический и исполнительский подуровни. Административный и содержательный уровни взаимосвязаны. Административный уровень организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня могут поступать запросы на административный, которые формируют необходимые административные формы решения возникшей проблемы. Административный и содержательный уровни взаимосвязаны. Административный уровень организационно обеспечивает работу специалистов на содержательном уровне. С содержательного уровня могут поступать запросы на административный, которые формируют необходимые административные формы решения возникшей проблемы.
Формы взаимодействия специалистов на административном уровне Заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) Заседания психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) Плановые заседания Плановые заседания Внеплановые заседания Внеплановые заседания Расширенные Расширенные Малые совещания проводятся, когда при рассмотрении вопроса ребенка не требуется принятия коллегиального решения всеми специалистами консилиума Взаимное консультирование осуществляется между специалистами для более глубокого понимания проблем ребенка на этапе планирования и реализации комплексных программ Супервизия используется, когда возникает необходимость в профессиональной поддержке для анализа сложных случаев и определения стратегии работы одного из специалистов.
Формы взаимодействия специалистов на содержательном уровне Формы взаимодействия специалистов на содержательном уровне Диагностическое направление: комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов; совместное проведение диагностики; этапная комплексная диагностика: отслеживание динамики развития ребенка и результатов коррекционных занятий; сопоставительный анализ динамики Коррекционное направление: составление индивидуальных комплексных программ занятий (программ развития детей и коррекции нарушений); реализация комплексных программ; корректировка программ Консультативное направление: выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей; индивидуальное консультирование родителей группой специалистов (по итогам заседания консилиума); индивидуальные консультации курирующего специалиста; консультации участников образовательного процесса командой специалистов Просветительское и профилактическое направление: выступления на педсоветах, методических объединениях (междисциплинарный подход – общая тема раскрывается разными специалистами); выступления на родительских собраниях (о формах работы специалистов с классами, тематические выступления с рекомендациями); создание печатных работ. Организационно-методическое направление: системный анализ деятельности ПМПк; совместное обобщение практического опыта; оформление единой документации; участие в заседаниях ПМПк.
2.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ 2.МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ Моделирование программ комплексной помощи – это процесс определения трудностей ребенка и путей их решения, он предполагает выявление круга проблем и конкретного содержания всей работы с ребенком, а также устанавливает степень включенности и взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Моделирование программ комплексной помощи предполагает соблюдение определенной структуры построения программ, которая отражает работу административного и содержательного уровней взаимодействия. В программе выделяются 2 блока: В программе выделяются 2 блока: Организационный блок: описывает совместные мероприятия специалистов, степень включенности и участия специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов; Организационный блок: описывает совместные мероприятия специалистов, степень включенности и участия специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов; Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей: Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей: 1. Описание круга проблем ребенка: содержит анализ данных комплексной диагностики, общее заключение ПМПк. 2. Общие рекомендации участникам, реализующим комплексную программу занятий: описание обобщенных приемов индивидуальной коррекционной работы, определение организационных и психолого-педагогических условий проведения занятий, конкретные рекомендации родителям или педагогу по выбору стратегии воспитания и обучения. 3. Содержание коррекционной работы, определение иерархии решаемых задач и направления коррекции и развития в соответствии со структурой и характером нарушений. 4. Этапность в построении работы.
ЭТАПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭТАПЫ РАБОТЫ КОМАНДЫ СПЕЦИАЛИСТОВ Диагностический этап : на данном этапе решаются задачи многоуровневой диагностики, постановки и уточнения проблемы и выработки комплексного заключения. Диагностический этап : на данном этапе решаются задачи многоуровневой диагностики, постановки и уточнения проблемы и выработки комплексного заключения. По форме работы это могут быть диагностика и обследование ребенка, анкетирование, беседы с родителями, наблюдения на занятиях (уроках), беседы с родителями и педагогами, изучение анамнестических данных. По результатам проводится заседание ПМПк (может быть расширенное). На заседании формулируется заключение и моделируется вариант комплексной помощи (командное сопровождение; командное сопровождение с коррекционными занятиями одного специалиста и др.), выносится решение о виде коррекционной работы, вырабатываются совместные рекомендации. Организационно-подготовительный этап: планирование работы специалистами, комплектация групп, составление расписания занятий, планирование совместных мероприятий по сопровождению. Организационно-подготовительный этап: планирование работы специалистами, комплектация групп, составление расписания занятий, планирование совместных мероприятий по сопровождению. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, назначение курирующего специалиста, планирование суммарной нагрузки на ученика и т.д. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, назначение курирующего специалиста, планирование суммарной нагрузки на ученика и т.д. Исполнительский (коррекционно-развивающий) этап: организация коррекционно- развивающей работы с нуждающимся в помощи ребенком. Исполнительский (коррекционно-развивающий) этап: организация коррекционно- развивающей работы с нуждающимся в помощи ребенком. В рамках взаимодействия проводятся: супервизия, совместная работа специалистов сопровождения, отслеживание динамики развития как результата коррекционного процесса и общего статуса развития ребенка, различные варианты консультирования. Проводится плановое заседание консилиума, на котором анализируется динамика развития ребенка, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (индивидуальная - групповая).
Контрольный этап: предполагает внесение необходимых изменений в процесс сопровождения и содержание коррекционных занятий. Контрольный этап: предполагает внесение необходимых изменений в процесс сопровождения и содержание коррекционных занятий. В рамках взаимодействия проводятся: взаимное консультирование, планирование совместных мероприятий с учетом поступившей информации, индивидуальное консультирование курирующим специалистом участников образовательного процесса. Переходным моментом на следующий этап является оценка результативности комплексной помощи в конце учебного года. Итоговый этап: проводится завершающий консилиум, на котором обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. На этом этапе проводится сбор диагностических и информационных сведений о развитии ребенка каждым специалистом со сведением результатов. Итоговый этап: проводится завершающий консилиум, на котором обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. На этом этапе проводится сбор диагностических и информационных сведений о развитии ребенка каждым специалистом со сведением результатов. Важным моментом процесса взаимодействия является заполнение единой документации: 1. Протоколы заседаний консилиума. 2. Протоколы первичных обследований детей (могут находиться у специалиста). 3. Представления на детей. 4. Карты динамического развития детей (карта клиента). Карта содержит заключение ПМПК, комплексное заключение на ребенка ПМПк, представление специалистов, выписку из протокола консилиума с указанием рекомендаций, этапные заключения специалистов, планирование коррекционных занятий, работы ребенка. 5. Бланки программ комплексной помощи учащимся. ПМПк выступает как наиболее действенная форма помощи детям с проблемами, если его деятельность организует целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия и представляет собой непрерывный процесс сопровождения детей и подростков. ПМПк выступает как наиболее действенная форма помощи детям с проблемами, если его деятельность организует целостную систему работы команды специалистов, основанную на принципе междисциплинарного взаимодействия и представляет собой непрерывный процесс сопровождения детей и подростков.
Литература: Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (2003 год) Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (2003 год) Материалы семинара областного ППМС-центра (26 марта 2009г) Материалы семинара областного ППМС-центра (26 марта 2009г) Вильшанская А.Д., кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог. Взаимодействие специалистов ПМПк образовательного учреждения в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2010г.-6 –с Вильшанская А.Д., кандидат педагогических наук, учитель-дефектолог. Взаимодействие специалистов ПМПк образовательного учреждения в процессе сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2010г.-6 –с Вильшанская А.Д. Пути построения и реализация комплексных индивидуальных программ развития и коррекции учащихся в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Вильшанская А.Д. Пути построения и реализация комплексных индивидуальных программ развития и коррекции учащихся в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения. Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого-медико- педагогического консилиума в системе коррекционно развивающего обучения. Дунаева З.М., Коробейникова И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПк. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2007г.-4–с Дунаева З.М., Коробейникова И.А. Основные задачи и содержание диагностики в условиях работы ПМПк. //Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии -2007г.-4–с Сайт: Сайт: