Образец подзаголовка * Пчёлы=)
* Пчелы - насекомые общественные, потому что живут большими группами, многочисленными семьями и в пределах такого сообщества действуют согласованно, целесообразно, хотя и с четким разделением "прав и обязанностей". Природа знает и других подобным же образом существующих насекомых (шмели, осы, муравьи), но медоносные пчелы - единственные из них, кого человек, можно сказать, одомашнил и активно использует в своем хозяйстве.
* В пчелиной семье соблюдается весьма жесткая "профессиональная специализация", которая в нормальных условиях жизни определяется прежде всего возрастом пчел. Самые юные, З- 4-дневные, уже чистят ячейки, где обитали сами и только что родившиеся их младшие сестры. А чуть позже, когда их железы станут выделять молочко, они начинают кормить личинок. Эта нелегкая работа отнимает у пчелы почти все время и силы, потому что стремительно развивающиеся личинки требуют очень много корма, который приходится им давать буквально каждую минутy.
* Примерно в двухнедельном возрасте пчела охладевает к прежним домашним заботам и вместо профессии хозяйки и кормилицы приобретает строительную квалификацию, именно в это время у нее начинают действовать восковыделительные железы. Теперь она ремонтирует старые ячейки, восстанавливает поврежденные, строит новые соты, запечатывает воском ячейки со взрослыми личинками и со зрелым медом. Но этим круг обязанностей пчелы-строительницы отнюдь не исчерпывается: она принимает нектар у пчел- сборщиц, складывает его в свободные соты и перерабатывает в мед, а кроме тоrо, утрамбовывает в ячейках цветочную пыльцу, сброшенную пчелами- сборщицами, смачивает ее медом, чистит улей, удаляет отходы и несет охрану у летка.
* Одиночные пчёлы часто питаются пыльцой, собираемой только с определённых видов растений (в отличие например от медовых пчёл или шмелей). В некоторых случаях только один определённый вид пчёл может являться опылителем такого растения, и если эти пчёлы по какой-либо причине гибнут, растение находится под угрозой исчезновения.
* Для пчелиной семьи, как нетрудно заметить, характерны не только строгое распределение обязанностей между отдельными ее членами, но и коллективные их действия, совместное выполнение работ. Одна группа пчел кормит личинок, другая строит соты, третья добывает корм и т. д. Причем каждая группа действует четко и согласованно. Лишь сообща пчелам удается выжить, сберечь и воспитать потомство, лишь дружными и координированными усилиями можно вести хлопотное и сложное ульевое хозяйство.
* У некоторых видов наблюдаются признаки примитивной социальности, когда самки делают гнёзда в непосредственной близости от других гнёзд того же вида. У других видов несколько самок используют для откладки яиц одно и то же гнездо, но каждая заполняет пыльцой и нектаром только свою собственную ячейку такой редкий тип сосуществования называется «коммунальным». Основным преимуществом этого типа служит то, что несколько самок поочерёдно охраняют одно и то же гнездо. Близким к настоящему социальному поведению характеризуются пчелы- ксилокопины, у которых самка после окончания сооружения гнезда остается во входной части основного хода и охраняет развивающееся потомство до его отрождения.
* Молодые рабочие пчёлы (возраст до 10 дней) составляют свиту матки, кормят её и личинки, так как у молодых пчёл хорошо выделяется маточное молочко. * Приблизительно с 7-дневного возраста на нижней части брюшка пчелы начинают работать восковые железы и начинает выделяться воск в виде небольших пластинок. Такие пчёлы постепенно переключаются на строительные работы в гнезде. Как правило, весной наблюдается массовая отстройка белых сот - это связано с тем, что перезимовавшие пчелы к этому периоду массово достигают биологического возраста соответствующего пчёлам-отстройщицам.
Спасибо за внимание!
Выполнила презентацию ученица МБОУ «Курлекская СОШ» Томского района Руководитель учитель биологии Бобовская Е.А.