Психолого- педагогический семинар КОНФЛИКТЫ: взрослые и дети Конфликт (от лат. - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стили поведения в конфликтной ситуации. К. Томас выделяет пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: К. Томас выделяет пять основных стилей.
Advertisements

Исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы. Обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется.
1 2 «Святая наука – расслышать друг друга». Булат Окуджава Цель: профилактика конфликтов, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.
Стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Конфликт – неизбежность или…. Объясните значение высказывания: « Люди становятся одиноки, если вместо мостов они строят стены » (С. Лец)
Конфликты в деловом общении и пути их преодоления.
Южное Окружное Управление Образования г.Москвы ГОУ СОШ 2001 ПРЕДСТАВЛЯЕТ: «Учитель-ученик: конфликт или сотрудничество?»
1 «От конфликта к педагогическому общению». 2 Умный знает, как выйти из конфликта. Мудрый знает, как в него не попасть. (Народная мудрость) Чем более.
« Все конфликты в мире и в душе человека проходят через его сердце и возвращаются к нам осмысленными и понятными. А то, что понятно, уже не так страшно.
Конфликты: взрослые и дети. Вопросы для обсуждения: 1. Как вы думаете, нужны ли конфликты в нашем обществе? Почему? 2. Часто ли в школе происходят конфликты.
Презентация урока по предмету «Основы деловой культуры»
Конфликтная ситуация и пути ее решения. ЦЕЛЬ: Адекватное поведение в конфликтной ситуации, выбор эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Тема семинара: Работа социального педагога по разрешению конфликтных ситуаций в подростковой среде.
Стили реагирования в конфликтных ситуациях Сколько раз тебе говорить… А,а,а…
Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой… Сенека Конфликт – несогласие сторон, при котором одна сторона пытается добиться принятия своих.
РАДОСТИ И СЛОЖНОСТИ ОБЩЕНИЯ. Что такое общение Общением называют взаимные деловые и дружеские отношения людей. Ученые считают общение самой первой и самой.
От конфликта к культуре педагогического общения. Конфликт столкновение, серьезное разногласие, спор (словарь С. И. Ожегова); столкновение, серьезное разногласие,
Конфликты в органах государственной власти Осипова И.Н. 1.Типология конфликтов 2.Технологии управления конфликтами.
МОУ «СОШ им. М.М. Рудченко с. Перелюб» Педагог-психолог Швецова Венера Ильясовна.
Шаталова М.Л., старший преподаватель кафедры педагогики ЗабКИПКРО.
Транксрипт:

Психолого- педагогический семинар КОНФЛИКТЫ: взрослые и дети Конфликт (от лат. - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов. Условия возникновения конфликта – присутствие двух или более людей – наличие противоположные взгляды, позиции, мнения – столкновение противоположно направленных взглядов, позиций и мнений СТАДИИ конфликта предконфликтная собственно конфликт разрешение конфликта Конфликтуют не люди сами по себе, а их мотивы, цели, взгляды. )

ВИДЫ КОНФЛИКТОВ Межличностный это ситуация, когда в противоречия вступают личности, то есть когда мотивы, интересы или способы действия разных личностей не совмещаются, противопоставляются друг другу. Внутриличностный - порождается противоречием мотивов, целей, взглядов и ценностей одного и того же человека. Деловой возникает в сфере деловых отношений и не затрагивает собственно личности участников. Явный (открытый) начинается с открытой дискуссии. вызванной разногласиями Скрытый («подспудный») - характеризуется скрытой враждебностью, отсутствием открытой дискуссии. Сглаженный - характеризуется тем, что чувства «загоняются» в сферу подсознания, пересиливает разумная оценка ситуации с целью предотвратить переход конфликта в острую форму. Острый - возникает тогда, когда спорный вопрос приобретает для участников определяющее личностное значение, отношения переводятся в область чувств и эмоций, а ситуация приобретает характер «театра военных действий».

Анализ конкретных ситуаций Необходимо: – выделить причину конфликта; – мотивы, которые столкнулись; – рассказать о своих чувствах.

Практическое занятие Басня «Лебедь, Рак и Щука» И. А. Крылова Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак и Щука Везти с поклажей воз взялись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака. Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав, судить не нам; Да только воз и ныне там. Задача: определить, есть ли в этой басне конфликт? Как его можно назвать? Как можно было бы его разрешить и можно ли вообще его разрешить?

Учитель - ученик Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и коллективом большая беда школы. Умение избежать конфликта одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создает воспитательную силу коллектива В.А.Сухомлинский

Особенностями педагогических конфликтов являются: Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми. Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте. Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении. Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю или воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями.

Педагогическое общение в технологическом плане находит свое выражение в: умении понять состояние ученика искусстве воздействия на партнера по общению умениях передавать информацию организации взаимоотношений с коллегами и родителями искусстве управлять собственным психическим состоянием

КАК БЫТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ВОЗНИК КОНФЛИКТ С УЧИТЕЛЕМ? 1. Первый способ: забрать ребенка из класса или из школы. Трудно предсказать, как сложится школьная жизнь ребенка там, куда вы его переведете. Возможно, полезнее для ребенка приобрести опыт общения с разными взрослыми и разными детьми. Немаловажный момент в школьных конфликтах - обращение в различные инстанции, но все же предпочтительнее попробовать разрешить ситуацию сначала в стенах самой школы. 2. Второй способ: поставить учителю условие, чтобы он изменил свое отношение к ребенку. Способ довольно рискованный. Продумайте свои ходы и меры, которые можно предпринять, если учитель не только не выполнит ваших требований, но и решит помериться с вами силами. Думайте, прежде всего, о последствиях для ребенка. 3. Третий способ: самый естественный и универсальный: если нельзя изменить ситуацию, нужно изменить свое отношение к ней. Ваша задача - помочь ребенку сохранить нормальную самооценку. Объясните, что отношение к нему не всегда зависит от его достоинств и недостатков. Помогайте ему при затруднениях в учебе. Он должен чувствовать уверенность в своих силах и в то же время уверенность в вашей поддержке. В разговоре с учителем дайте понять, что вам ясна его точка зрения, но ваш опыт подсказывает вам другое. И вы просите учесть свои пожелания.

5 основных стилей поведения в конфликте 5 основных стилей поведения в конфликте (по К.У. Томасу и Р.Х. Киллмену): Конкуренция - «акула» - стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Сотрудничество - «сова» - выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон. Компромисс - «лиса» - выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет. Избежание, уклонение- «черепашка» - уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей. Приспособление -«медвежонок» - принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.

Стиль конкуренции или соперничества - «акула» Характеристика стиля Характерные ситуации Может использовать педагог обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы Исход конфликта очень важен для вас, и вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы обладаете достаточной властью и авторитетом, и представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее Чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять Должны принять непопулярное решение, и у вас достаточно полномочий для этого.

Стиль сотрудничества - «сова» Характеристика стиля Характерные ситуации Можно использовать, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной работы. Цель его применения - разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции Необходимо найти общее решение, если каждый из подходов к проблеме важен и не допускает компромиссных решений У вас длительные, прочные и взаимозависимые отношения с другой стороной Основной целью является приобретение совместного опыта работы Стороны способны выслушать друг друга и изложить суть своих интересов

Стиль компромисса Характеристика стиля Характерные ситуации Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Наиболее эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте - «мы не можем выполнить свои желания, значит, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться» Обе стороны имеют одинаково убедительные аргументы; Удовлетворение вашего желания не имеет для вас большого значения Вас может устроить временное решение, т. к. нет времени для выработки другого или же другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными

Стиль уклонения, избегания Характеристика стиля Характерные ситуации Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. В некоторых ситуациях с помощью уступки реализуется принцип «Три Д»: Дай Дорогу Дураку. Источник разногласий несущественен для вас по сравнению с другими более важными задачами, не стоит тратить силы; Знаете, что не можете или не хотите решить вопрос в свою пользу; Хотите выиграть время, чтобы изучить ситуацию и получить дополнительную информацию, прежде чем принять решение; Пытаться решить проблему немедленно опасно, т. к. открытое обсуждение конфликта может ухудшить ситуацию; У вас был трудный день, а решение этой проблемы может принести дополнительные неприятности

Стиль приспособления - «медвежонок» Характеристика стиля Характерные ситуации Вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны Важнейшая задача - восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта Предмет разногласия не важен для вас, или вас не особенно волнует случившееся Считаете, что лучше сохранить добрые отношения с другими людьми, чем отстаивать собственную позицию Осознаете, что правда не на вашей стороне Чувствуете, что у вас недостаточно власти или шансов победить.

Ваша помощь сводиться к тому, что Вы демонстрируете им своё: Принятие Внимание Уважение Одобрение Тёплые чувства Как помочь ученикам установить нормальные отношения с Вами?

Игровые способы решения детских конфликтов Не всегда следует вмешиваться в ссоры между детьми. Ведь как в любой другой деятельности, можно научиться решать конфликты только путем участия в них. Не мешайте детям получать такой жизненно важный опыт. Однако бывают ситуации, когда невмешательство взрослого может привести к серьезным проблемам для физического или эмоционального благополучия детей. Так, если один из ссорящихся значительно младше или слабее другого участника конфликта и при этом они весьма близки к выяснению отношений кулаками, то нужно остановить их и постараться перевести ссору опять в "речевое" русло. Вмешиваясь в детский конфликт, никогда не занимайте сразу позицию одного из ребят, даже если вам кажется очевидным, кто здесь прав, а кто виноват. Постарайтесь объективно разобраться в причинах конфликта и его течении, тем более что обычно взрослые видят лишь часть "айсберга", а эта надводная часть далеко не всегда позволяет судить об истинных проблемах и вкладе детей в конфликт. Разбирая конкретную ситуацию ссоры, не стремитесь выступать верховным судьей, определяя правых и виноватых и выбирая меру наказания. Попробуйте приучить детей к мысли, что, кто бы ни начал ссору, ответственность за дальнейшее развитие событий несут всегда двое. Поэтому, вмешиваясь в общение детей, старайтесь показать им, как можно найти способ выхода из трудной ситуации, который устроил бы их обоих. Делайте акцент не на "кто виноват?", а на "что делать?". Направить в это русло внимание поссорившихся и жаждущих отмщения ребят часто помогает чувство юмора. Если вы пошутите и покажете ситуацию в забавном свете, то сразу заметите, как вместе со смехом у детей постепенно меняется их эмоциональное состояние. Помогая детям выйти из конфликта и освободиться от накопившейся обиды и злости, следите за тем, чтобы они не переходили на личности. Говоря о том, что их огорчило или возмутило, они должны описывать именно действия и слова партнера, а не его физические или личностные недостатки.

Пошаговая система поведения в конфликте Пошаговая система поведения в конфликте (шпаргалка для родителей) 1. Коротко, в одном предложении, ясно и спокойным тоном сформулируйте то, что Вы хотите сказать ребенку. Обсуждайте ситуацию не унижая достоинства ребенка. 2. Скажите ребенку, что Вы чувствуете по поводу этой ситуации, используя "Я - высказывание", говорите о том, что Вы чувствуете: "Я обеспокоена, когда слышу это» "Я огорчена этим" "Я так волнуюсь за тебя" 3. Укажите на те возможные последствия, которые Вы видите. "Я боюсь, что ты не сможешь закончить школу и не сумеешь обеспечивать себя в жизни. Возможно, твоя жизнь сложится так же, как у нашего соседа, который живет один, нигде не работает и вечно голодает". "Я боюсь, что в этой компании ты попадешь в неприятную историю, так же, как Коля из соседнего подъезда, который вернулся из тюрьмы инвалидом и теперь не может даже создать семью". "Я беспокоюсь за тебя каждый вечер, когда ты поздно приходишь. Я боюсь, что если ты продолжишь шататься по улицам в этой компании, тебя когда-нибудь изнасилуют, так же, как это случилось со Светой". 4. Признайте Ваши затруднения в решении проблем Вашего ребенка, переложите ответственность за его поступки на самого ребенка: "Я хочу, чтобы ты хорошо закончил школу, но я знаю, что не могу все время контролировать тебя - ты сам отвечаешь за это и за свою последующую жизнь". 5. Обязательно скажите Вашему ребенку, что Вы верите в него и в то, что он примет верные решения, касающиеся его жизни.

Как руководитель может преодолеть конфликт? Руководителю необходимо заинтересовать подчиненного в том решении конфликта, которое он предлагает Аргументировать свои требования в конфликте Уметь слушать подчиненных в конфликте Вникать в заботы подчиненного Без особой нужды руководителю не стоит идти на эскалацию конфликта с подчиненным Не повышать голос в конфликтном диалоге с подчиненным Переход с «Вы» на «ты» является фактически унижением подчиненного Если руководитель прав, он должен действовать спокойно, опираясь на свой статус При необходимости руководитель может использовать поддержку вышестоящих руководителей и общественности Не злоупотреблять должностным положением Не затягивать конфликт с подчиненным Не бойтесь идти на компромисс Если руководитель не прав в конфликте, то лучше его не затягивать и уступить подчиненному Надо помнить, что конфликтный руководитель не плохой руководитель! Не забывайте, что конфликтный руководитель всегда неудобный руководитель

«В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху доверие» Плутарх Умный знает, как выйти из конфликта. Мудрый знает, как в него не попасть. народная мудрость