«Проблема результатов образовательного процесса при введении профильного обучения» Воронина Елена Владимировна, Воронина Елена Владимировна, ведущий специалист отдела стратегии развития образовательных учреждений Южного окружного управления образования г. Москвы
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Качество воспитания качества человека интеллек- туальное развитие физическое развитие психолого- мотива- ионное ценностно- мировоз- ренческое гражданско- социальное духовно- нравственное качество общеобразова- тельной подготовки качество подготовки ключевых компетентностей личности
Профильное содержание образования –– создание поля выбора Ориентированно на расширение содержания предметных циклов (в соответствии с планируемым результатом, зафиксированном в программах, стандартах и ЕГЭ) Ориентированно на расширение содержания предметных циклов (в соответствии с планируемым результатом, зафиксированном в программах, стандартах и ЕГЭ) Выделяет задачу удержания базового уровня по непрофильным предметам Выделяет задачу удержания базового уровня по непрофильным предметам Актуализирует использование деятельностного подхода в содержании обучения Актуализирует использование деятельностного подхода в содержании обучения Направлено на самоопределение учащихся, их социальную адаптацию (социально- ориентированно) Направлено на самоопределение учащихся, их социальную адаптацию (социально- ориентированно)
Модель содержания профильного образования (знаниевый компонент) Базовая подготовка Базовая подготовка Определяется стандартом базового образования (Уровень А в ЕГЭ) Профильная подготовка Определяется стандартом профильного образования (Уровень В и С в ЕГЭ)
Тип содержания образования - профильное Универсальное Не выделяет специализацию отдельных предметных циклов Не выделяет специализацию отдельных предметных циклов Ориентированно на личностное развитие ребёнка Ориентированно на личностное развитие ребёнка Профильное Ориентированно на усиление одного или нескольких предметных циклов (связано с ЕГЭ) Направлено на самоопределение учащихся, их социальную адаптацию (социально- ориентированно)
Уровень, форма, место обучения – поле выбора для ученика. Дополнительное образование элективные курсы спецкурсы базовые Другие формы получения образования
Критерии оценки эффективности реализации программы: востребованность мероприятий программы консультативных центров по профильному образованию у руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений округа; востребованность мероприятий программы консультативных центров по профильному образованию у руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений округа; положительная динамика удовлетворённости качеством образовательных услуг учащихся и их семей в школах округа, реализующих профильное обучение; положительная динамика удовлетворённости качеством образовательных услуг учащихся и их семей в школах округа, реализующих профильное обучение; интенсивность и качество сетевого взаимодействия всех субъектов деятельности по реализации программы; интенсивность и качество сетевого взаимодействия всех субъектов деятельности по реализации программы; активность участия в сетевых мероприятиях и проектах учащихся и педагогов школ, поэтапно включаемых в реализацию программы. активность участия в сетевых мероприятиях и проектах учащихся и педагогов школ, поэтапно включаемых в реализацию программы.
Классификация инновационных процессов Изменение форм и методов обучения: наблюдается технологизация процесса обучения. Изменение форм и методов обучения: наблюдается технологизация процесса обучения. Изменение образовательной модели (введение профильного обучения, индивидуальный учебный план) Изменение образовательной модели (введение профильного обучения, индивидуальный учебный план) Статусные изменения: гимназия, лицей, ЦО, городская экспериментальная площадка, и другие. Изменение содержания образования: формируются новые типы содержания (гимназическое, лицейское, профильное и т.д.) Изменение форм организации образовательного процесса: наряду с классно-урочной внедряются проектная, лекционно-семинарская, блочно-модульная и другие формы.
Направления развития образовательного учреждения вводящего профильное обучение: Упорядочение содержания образования: соблюдение принципов непрерывности и преемственности содержания по предметным областям, Упорядочение содержания образования: соблюдение принципов непрерывности и преемственности содержания по предметным областям, Обоснованность учебного плана, его методического сопровождения, выбора форм организации образовательного процесса; Обоснованность учебного плана, его методического сопровождения, выбора форм организации образовательного процесса; Подбор форм и методов обучения, направленных на развитие способности к осознанному выбору Подбор форм и методов обучения, направленных на развитие способности к осознанному выбору Изменение систем оценивания учебных достижений (накопительная оценка, критериальное оценивание, «портфель достижений») Изменение систем оценивания учебных достижений (накопительная оценка, критериальное оценивание, «портфель достижений»)
В основных документах школы Модуль в образовательной программе «Инновационная и экспериментальная деятельность» (если программа на модульной основе) Модуль в образовательной программе «Инновационная и экспериментальная деятельность» (если программа на модульной основе) В плане ПК: внутришкольное (в форме проблемных семинаров, творческих групп) В плане ПК: внутришкольное (в форме проблемных семинаров, творческих групп) В рамках системы ПК МИОО на базе окружного УМЦ, внутрисетевая система ПК В годовом плане: педагогические советы, план МО В годовом плане: педагогические советы, план МО Отдельная папка по эксперименту: Отдельная папка по эксперименту: - приказы города, округа, школы о сети ГЭП (ежегодно), - заявка, концепция эксперимента, перспективный и годовой планы ГЭП, - список и функции Совета ГЭП - штатное расписание, распределение функций членов ГЭП, - Самоаудит (ежегодный) - Индивидуальный план учителя-экспериментатора - Разработки учителей по теме ГЭП, в соответствии с заявленными направлениями.