Презентацию подготовил: магистрант Никонов Р.О. МГТУ МИРЭА
Наряду с оптимистическим взглядом на технику в начале XX века в России существовал и ярко выраженный пессимизм. Один из ярких представителей пессимистического отношения к технике – Н.А.Бердяев. 2
В своей ранней работе "Смысл истории" философ размышляет о поворотном значении техники в судьбе человечества. Появление машины – "величайшая революция, какую только знала история – кризис рода человеческого", оценивается Бердяевым как конец традиционного гуманизма и его ценностей. "Это новая страшная сила разлагает природные формы человека. Она подвергает человека процессу расчленения, в силу которого человек как бы перестаёт быть природным существом, каким он был ранее». 3
Она начинается следующей определяющей фразой: «Техника есть последняя любовь человека, и он готов изменить свой образ под влиянием своей любви». Техника – это не одни материальные объекты, но и духовные, интеллектуальные и моральные явления. Философ определяет технику не только как экономическую, промышленную, военную, как связанную с передвижением и комфортом жизни, но и как технику мышления, стихосложения, живописи, танца, права и даже технику духовную… 4
5 Природно-органическая стадия (жизнь в природе) Культурная стадия в собственном смысле этого выражения (характеризуется техникой как τέχνη на уровне ремесленника) Технически-машинная стадия
Ключевым в размышлениях Н.А. Бердяева о последней стадии развития техники является разграничение понятий организма и организации. Организм рождается из природной космической жизни и сам рождает. Он растёт, развивается, в нём есть целесообразность, которая определяется господством целого над частями. Организация же совсем не рождается, а создаётся активностью человека, творится им. Целесообразность тут другого рода, она вкладывается извне, то есть механизм составляется с подчинением его определенной цели, которая зависит от целесообразности организатора. 6
7
Переход от органическо-иррационального к организационно-рациональному рождает иррациональные явления в социальной и экономической сферах. 8 "Вся проблема человеческой цивилизации связана с несоответствием между духовной организацией и новой механической действительностью Н.А. Бердяев, 1933 "Вся проблема человеческой цивилизации связана с несоответствием между духовной организацией и новой механической действительностью Н.А. Бердяев, 1933
Компенсация за потерю космоса, в котором человек занимал своё иерархическое место. Бердяев, 1933.Компенсация за потерю космоса, в котором человек занимал своё иерархическое место. Бердяев, При этом создаётся новый космос – Царство машин. Н.А. Бердяев отмечал, что «диалектика технического прогресса заключается в том, что машина есть создание человека, и она направляется против человека, что она порождена духом и порабощает дух», т.е. человек является и создателем и рабом в одном лице. 9
Н.А. Бердяев о двойственном влиянии техники на экономическую сферу 10 С одной стороны, применение машин освободило рабочих от тяжелого и монотонного труда. С другой стороны, когда услуги рабочих стали дороже, чем обслуживание автономных устройств, люди стали применяться только там, куда техника ещё не дошла.
Старая традиционная культура была бессильна перед большими расстояниями и количествами, тогда как техника обладает средствами для овладения пространствами и огромными массами. 11 Предугадывая, возможно, явление глобализации, Н.А. Бердяев говорит о демократически коллективном характере техники, при котором происходит потеря индивидуальности и обеднение душевного мира человека.
12 Н.А. Бердяев ставит вопрос: Быть ли человеку, не старому человеку, который должен преодолеться, но просто человеку?Быть ли человеку, не старому человеку, который должен преодолеться, но просто человеку? И сам же даёт направление к поиску решения: "вопрос техники неизбежно делается духовным вопросом, в конце концов, религиозным вопросом. От этого зависит судьба человечества".
13 Литература 1.Бердяев Н.А. Философия свободы. М.: АСТ, Бердяев Н.А. Человек и машина // 3.Горохов В.Г. Основы философии техники и технических наук. М.: Гардарики, Негодаев И.А. Философия техники. М.: РЭНТБ, Миронов А.В. Технократизм – вектор развития глобализации. М.: Макс, 2009.
14 Спасибо за внимание!