Дисциплина: Проектирование компетентностно- ориентированных образовательных программ Тема 1: Компетентностные модели выпускников ООП, реализующих ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лисицына Любовь Сергеевна Один из подходов к проектированию ОС НИУ ИТМО Тел. (812) ,
Advertisements

О РАЗРАБОТКЕ И ВВЕДЕНИИ В ОБОЛОЧКУ ЦДО ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИН И ТЕСТОВ ФГОС ФПО Возианова Анна Викторовна Санкт-Петербургский национальный исследовательский.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
Лисицына Любовь Сергеевна Заведующая кафедрой «Компьютерных образовательных технологий» НИУ ИТМО, д.т.н., профессор Тел. (812)
Компетенции как результат обучения и их учебно- методическое обеспечение Н.С. Сергиева, д.ф.н.
Документационное обеспечение образовательного процесса начальник отдела методической работы и управления качеством образования к.ф-м.н., доцент Дамбуева.
Лисицына Любовь Сергеевна Заведующая кафедрой «Компьютерных образовательных технологий» НИУ ИТМО, д.т.н., профессор Тел. (812)
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Принципы проектирования образовательных программ ДПО, предполагающих построение индивидуальных образовательных траекторий М. В. Пономарев, директор Центра.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Об опыте разработки Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Кыргызской Республике Светлана Сирмбард Национальный.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Проектирование компонентов учебных модулей на основе компетентностного подхода Крылова Ольга Николаевна проректор по научно-методической работе; Богатенкова.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных дисциплин (модулей) и практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО по направлению.
Транксрипт:

Дисциплина: Проектирование компетентностно- ориентированных образовательных программ Тема 1: Компетентностные модели выпускников ООП, реализующих ФГОС ВПО Слайд-фильм к лекциям

1. Эволюция ГОС ВПО и предпосылки для внедрения компетентностного подхода в систему ВПО РФ 2. Смена образовательной модели подготовки специалиста в ФГОС ВПО 3. Законодательная и нормативная база разработки ООП на основе ФГОС ВПО. 4. Процесс формирования требований к результатам освоения ООП 5. Принципы управления разработкой ООП вуза. 6. Понятие результата обучения, компетенции и компетентности; свойства компетенций. 7. Компетенции выпускника ООП вуза. 8. Тарификатор результатов обучения (компетенций). 9. Понятие компетентностной модели выпускника (КМВ) ООП вуза. 10. Методика разработки КМВ ООП вуза. 11. Методика детализации компетенций ФГОС. План лекции 2

Эволюция ГОС ВПО 1. ГОС ВПО 1-го поколения (1992 г. – бакалавры, – инженеры, – магистры). 2. ГОС ВПО 2-го поколения (2000 г.) 3. ГОС ВПО 3-го поколения (2009 г., фактически введены c 2011 г.) 3

Необходимость компетентностного подхода неопределенность неопределенность будущих квалификационных структур, нарастание динамики и глобализации профессий; кардинальные изменения в экономикеи обществе- знаний кардинальные изменения в экономике и обществе- знаний, актуализирующими своими тенденциями потребность в компетенциях, интеллектуализация труда, становление плоских иерархий организации производств, межфункциональное разделение труда, процессы интернационализации и глобализации общества, образования и др.; возрастающие темпы обновления и устаревания профессиональных знаний. возрастающие темпы обновления и устаревания профессиональных знаний. 4

Смена образовательной модели подготовки специалиста Смена образовательной модели подготовки специалиста на основе ФГОС ВПО в условиях уровневой подготовки ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИКОМПЕТЕНЦИЯ Готовность применения ЗУН и личностных качеств Квалификационная (знаниевая) модель подготовки специалиста Компетентностная РезультатыОбучения(революционныеизменения) Эволюционный переход 5

Развитие компетентностного (системно-деятельностного) подхода в образовательной системе России 1960 г. – основы теории формирования умений в отечественной педагогике, как сложных структурных образований обучающегося (знаний, интеллектуальных, волевых и др.). Обучение в школах, вузах в сочетании с профессиональной деятельностью г.г. – введение квалификационных паспортов, фондов оценочных средств выпускников вузов г. – официальное введение терминакомпетенция (компетентность) в ВШ России как аналог понятию умение, действие с умом илизнание в действии.Умениевый подход. 6

Методология целеполагания, направленная на деятельностный характер подготовки, выраженный в виде результатов обучения - компетенций. Развитие системно-деятельностного подхода, ориентированого на формирование компетенций (компетентности). Компетентностный подход в отечественной системе ВПО 7

Болонская декларация Болонские реформы – это реформы стратегической адаптации высшего образования к принципиально новым реалиям фактически объединившейся Европы; это реформа становления нового типа высшего образования в эпоху глобализации, европеизации, «общества Знаний». Основные события: 1999г. - подписание Болонской декларация – ШЕСТЬ линий дейтвия; 2001 г. – Пражское коммюнике - ТРИ линии действия; 2003 г. – Берлинское коммюнике – ДЕСЯТАЯ линия. 8

Цель Болонских реформ - сформировать «системы сравнительных и сопоставимых квалификаций высшего образования, в которых квалификации описывались бы в терминах учебной нагрузки, уровня, результатов образования, компетенций и профиля». 9

Линии действия Болонской декларации 1.Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней; 2.Введение двухцикловой структуры ВПО (бакалавр и магистр); 3.Применение кредитной системы ECTS ; 4.Расширение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев; 5.Развитие сотрудничества в области качества образования; 6.Усиление европейского измерения в ВПО; 7.Образование в течение всей жизни как актуальная стратегия европейских вузов; 8.Роль студенчества в осуществлении болонских реформ; 9.Повышение привлекательности вузов Европы (борьба за «умы», «престиж», «деньги»); 10.Синергия единого образовательного и единого исследовательского пространства, роль докторантуры как третьего цикла структуры ВПО. 10

Законодательная и нормативная основа разработки ООП вуза Образовательные законы ФГОС ВПО ООП вуза ПООП Перечень профессий специальностей направлений 11

12 Процесс формирования требований к результатам освоения ООП на основе ФГОС

Принципы управления процессом разработки ООП вуза Ежегодное обновление содержания ООП на основе сбора и систематизации результатов обучения и их компетенций (принцип результатоцентрированности ООП); Привлечение к разработке компетентностных моделей выпускников потенциальных работодателей выпускников ООП для определения ожидаемого уровня подготовки; Вариативность ООП для обеспечения различных образовательных траекторий подготовки; Привлечение студентов к выбору образовательных траекторий (принцип студентоцентрированности ООП); Внедрение новых концептуальных моделей для отбора из избыточного содержания образования результатов обучения и их компетенций и новых форм взаимодействия кафедр на основе сетевых информационных технологий. 13

Результаты обучения Ключевой инструмент формирования в рамках Болонского процесса новой системы высшего образования Результаты обучения - формулировки того, что обучающийся, как ожидается, будет знать, уметь делать и будет в состоянии продемонстрировать в конце обучения. Результаты обучения 14

Уровни РО: локальный уровень: курсовая единица, модуль, программа обучения; национальный уровень: структуры квалификаций и обеспечение качества; международный уровень: прозрачность, признание. 15

Результат образования (обучения) - это 1. Д емонстрируемые студентом (выпускником) по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью компетенций. РО призваны отразить конкретные требования отраслей, перспектив их развития, профилей. 2. Описание в общих терминах качеств и навыков, которыми должен обладать выпускник, завершающий образование на одном из уровней высшего образования, в виде следующих идентификаторов РО: компетенций, уровней сформированности компетенций, направлений, уровней и профилей образования, характеристик учебной нагрузки. 3. Язык для описания компетенций. 16

Из истории происхождения термина «компетенция» Термин «competence» в переводе: с французского языка – 1) компетенция и 2) осведомленность. с английского - 1) способность, умение; 2) компетентность 3) компетенция. Компетенции определяют то, что надо освоить выпускнику в процессе подготовки, а компетентность – служит мерой освоения компетенции (по аналогии: вина- виновность, внимание-внимательность). Компетентность является результатом проявления компетенций в процессе испытаний ожидаемого РО. Компетентность – это компетенция в действии. Компетенция – динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности, а также личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетенции служат основным идентификатором РО, языком для описания той или иной деятельности специалиста, а компетентность – основная характеристика обучаемого (выпускника), определяемая в ходе испытаний РО и устанавливающая то, какую компетенцию (какие компетенции), в каком объеме знаний, умений, навыков и с каким успехом освоил и продемонстрировал на деле обучаемый (выпускник). 17

Основные свойства компетенций Двойственность компетенций. Многослойность компетенций. Динамичность компетенций. Формирование компетенций по спирали. 18

Компетенции выпускника Под компетенцией выпускника понимается способность применять знания, умения и личностные качества выпускником для успешной деятельности (выполнения определенного класса социальных и профессиональных задач). Компетенции выпускника по конкретной ООП (компетентностная модель выпускника), соответствующего направления подготовки (специальности), профиля и уровня ВПО определяются выпускающими кафедрами совместно с работодателями на основе ФГОС. Компетенции выпускника, которые подлежат формированию при изучении дисциплины (модуля), выбираются из компетентностной модели выпускника соответствующей ООП университета. Каждая компетенция относится к одной из двух групп, определенных в ФГОС ВПО: общекультурные (ОК) или профессиональные (ПК) компетенции. Уровень освоения компетенций выпускника, ожидаемый после завершения дисциплины (модуля), задается к РО дисциплины (модуля) в форме требований к уровню знаний, умений, навыков на основе единого тарификатора компетенций (результатов обучения) университета. 19

Состав компетенций выпускника в дисциплине ООП Основные компетенции для дисциплины (модуля) – компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины через результаты обучения в виде знаний, умений и навыков на основе предметного содержания дисциплины (модуля). Дополнительные компетенции дисциплины (модуля) – компетенции, формируемые в процессе изучения дисциплины для последующего формирования (контекстное обучение). К ним относятся профессиональные компетенции (ПК), а в отдельных случаях и общекультурные компетенции (ОК) выпускника. Сопутствующие компетенции для дисциплины (модуля) – компетенции, формируемые дополнительно к основным, как результаты применения соответствующих технологий преподавания, обучения и оценивания по дисциплине и, возможно, не связанные с предметным содержанием дисциплины (модуля). Это, как правило, общекультурные компетенции, например, - готовность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбора путей ее достижения; - - готовность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь и т.п. 20

Общая схема планирования и формирования ожидаемых результатов обучения 21

22 Дескрипторы уровней знаний (дифференциация требования должен знать) Индекс уровня УровеньДескриптор (описание уровня) З1Знание – знакомство Может узнавать объект, явление и понятие при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них, находить в них различия и относить к той или иной классификационной группе, знание источников получения информации. З2Знание – копияМожет осуществлять самостоятельно репродуктивные действия над знаниями путем самостоятельного воспроизведения и применения информации. З3Знание – продукция (аналитические знания) Может воспроизводить и понимать полученные знания, самостоятельно систематизировать их, т.е. представлять знания в виде элементов системы и устанавливать взаимосвязи между ними, продуктивно применять в отдельных ситуациях. З4Знание – трансформация (системные знания) Может самостоятельно извлекать новые знания из окружающего мира, творчески их использовать для принятия решений в новых нестандартных ситуациях.

23 Дескрипторы уровней умений (дифференциация требования должен уметь) Индекс уровня УровеньДескриптор (описание уровня) У1Первичные умения Умеет корректно выполнять предписанные действия по инструкции, алгоритму и т.п. в известной ситуации. У2Репродуктивны е умения Умеет самостоятельно выполнять действия по решению типовых задач, требующих выбора из числа известных методов, в предсказуемо изменяющейся ситуации. У3Продуктивные умения (умелая деятельность) Умеет самостоятельно выполнять действия (приемы, операции) по решению нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинации известных методов, в непредсказуемо изменяющейся ситуации. У4Исследовательс кие умения Умеет самостоятельно выполнять действия, связанных с решением исследовательских задач, творческое использование умений (технологий).

24 Дескрипторы уровней личностных качеств (дифференциация понятия отношение к осуществляемой деятельности) Индекс уровня УровеньДескриптор (описание уровня) 0БезответственностьБезразличное, безответственное отношение к учебе, порученному делу. СЛ1ОтветственностьДемонстрирует позитивное отношение к учебной и трудовой деятельности, проявляет активность при выполнении порученного дела. СЛ2Инициативная ответственность Проявляет настойчивость и увлеченность, трудолюбие, творческий подход, готовность самостоятельно выполнять порученное дело.

25 Компетентностная модель выпускника Компетентностная модель выпускника (КМВ) – совокупность учебно-методической документации, регламентирующей цели и задачи, а также ожидаемые результаты по данному направлению, уровню и профилю (специальности) высшего профессионального образования. Основой разработки КМВ являются компетенции из ФГОС и тарификатор РО (компетенций).

Методика разработки КМВ Методика предусматривает оперативную разработку модели и включает в себя выполнение следующих этапов. 1. (совместно с работодателями) Анализ компетенций выпускника из ФГОС и их детализация (уточнение) для выпускника данной ООП. Установление минимальных (ожидаемых) уровней освоения компетенций выпускника ООП (по тарификатору). 2. (выпускающая кафедра) Распределение компетенций ФГОС (=компетенций выпускника ООП) между дисциплинами согласно разработанного учебного плана ООП. 3. (преподаватели по согласованию с выпускающей кафедрой) Проектирование составных компетенций выпускника ООП и результатов их освоения в дисциплине). 4. (выпускающая кафедра по результатам опросов работодателей и выпускников ООП последних лет) Анализ результативности подготовки выпускников ООП и коррекция КМВ. 26

Структура компетенции выпускника в ФГОС Любая компетенция выпускника в ФГОС имеет следующую структуру: КОМПЕТЕНЦИЯ: = [ ]. Здесь конструкция [x] может содержаться один или несколько раз. Понятие задается глагольной группой (разрабатывать, применять в организации производства и т.п.) в соответствии с видами деятельности, – именной (средства реализации информационных технологий, корпоративные информационные системы и т.п.). Например, компетенция ПК-12 в ФГОС направления (уровень бакалавра) имеет вид: Способность разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные). 27

Логика конкретных РО с компетенциями ФГОС ВПО Логика устанавливается в компетентностной модели выпускника (КМВ), которая имеет следующие формы представления: 1. в виде составных компетенций ФГОС ВПО с минимальными уровнями их освоения (уровни устанавливаются для всех трех компонентов компетенций – знаниевого, функционального и мотивационно-личностного); 2. в виде составляющих компетенций ФГОС ВПО в дисциплинах ООП на основе принципа междисциплинарного обучения; 3. в виде конкретных результатов освоения составляющих компетенций ФГОС ВПО в дисциплинах ООП (ЗУВ и личностных качеств). 28

Методика детализации компетенций выпускника Для систематизации и накопления компетенций выпускника следует чередовать уточнение видов и объектов деятельности исходя из некоторой исходной формулировки компетенции выпускника. Детализацию следует проводить до тех пор, пока не будет наблюдаться переход с того, какой результат будет достигнут в процессе подготовки на то, каким образом его можно достичь. В общем случае структура записи каждой i-й компетенции выпускника после ее однократной детализации выглядит следующим образом: 29

30 Установление уровней формирования составных компетенций выпускника, ожидаемых при завершении ООП

31 Фрагмент разработки КМВ ООП по направлению – «Информационные системы и технологии» (уровень бакалавриата) – 42 формулировки Индекс в ФГОС Компетенция ФГОСТребования к результатам освоения компетенции после завершения ООП ПК-12 Способность разрабатывать средства для реализации информационных технологий Способность разрабатывать следующие средства для реализации информационных технологий: 1. методические, З2-У2-СЛ1; 2. информационные, З3-У3-СЛ1; 3. математические, З2-У2-СЛ1; 4. алгоритмические, З3-У3-СЛ1; 5. технические, З2-У2-СЛ1; 6. программные, З3-У3-СЛ1. … … …

Пример логики компетенции ФГОС ВПО с ее составляющими компетенциями в дисциплинах ООП ОК-1 Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь. Составная компетенция ОК-1.2 Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения при самостоятельной работе с информационными ресурсами (З2-У2-СЛ1) Составляющие компетенции для ОК-1.2 (из рабочих программ) … с информационными ресурсами портала университета (Введение в специальность) … с библиотечными ресурсами портала университета (Введение в специальность) … в информационно-образовательной среде университета (Информатика) 32

Методика разработки междисциплинарных составляющих компетенций ФГОС ВПО в дисциплине Методика включает в себя выполнение следующих этапов. 1. Анализ компетенций ФГОС ВПО из задания на разработку РПД и установление причинно-следственных связей между результатами их освоения. 2. Детализация компетенций выпускника и установление соответствия между результатами их освоения («быть основой для формирования»). 3. Разработка пакета взаимосвязанных составляющих компетенций выпускника в дисциплине. 33

Пример разработки междисциплинарных составляющих компетенций ФГОС ВПО ОК-6 и ПК-12 в дисциплине «Информатика» «Формирование базовых знаний для решения практических задач информатики» ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ «Способность разрабатывать средства (методические, информационные, математические, алгоритмические, технические и программные средства) реализации ИТ» Практические задачи информатики для разработки методических средств: Интерпретация и визуализация результатов исследований. Практические задачи информатики для разработки информационных средств: Представление и кодирование информации, Проектирование цифровых схем хранения и обработки информации. Практические задачи информатики для разработки технических средств: Построение архитектуры вычислительных систем и информационных сетей. Практические задачи информатики для разработки информационных и программных средств: Сортировка и поиск информации, Проектирование и создание мультимедиа приложения, Управление проектами программных систем.

Пример составляющих компетенций выпускника в базовой дисциплине «Информатика» направления (уровень бакалавра) 1. Способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения при самостоятельной работе в информационно- образовательной среде университета (КД1). 2. Способность интерпретировать и визуализировать результаты исследований для разработки методических средств ИТ (КД2). 3. Способность представлять и кодировать информацию для разработки информационных средств ИТ (КД3). 4. Способность проектировать цифровые схемы хранения и обработки информации для разработки информационных средств ИТ (КД4). 5. Способность решать задачи по сортировке и поиску информации для разработки информационных и программных средств ИТ (КД5). 6. Способность строить вычислительные системы и информационные сети для разработки технических средств ИТ (КД6). 7. Способность проектировать и создавать мультимедиа приложения для разработки информационных и программных средств ИТ (КД7). 8. Способность управлять проектами для разработки информационных и программных средств ИТ (КД8). 35

Структурирование образовательного пространства 36

Методика планирования результатов освоения компетенций ФГОС ВПО в дисциплинах Знаниевый компонент включает в себя планирование знаний на следующих 4-х уровнях: уровень знакомства (З1), уровень воспроизведения и применения (З2), уровень понимания и продуктивного применения (З3), уровень трансформации (извлечения) новых знаний (З4). Рекомендуются следующие формулировки знаний на уровне: знакомства – «подходы к решению…», «типовые решения…», «структура…», «область применения…», «принципы построения…», «назначение…», «формы представления…» и т.п.; воспроизведений и применения – «правило…», «метод…», «модель…», «форматы и спецификации…» и т.п.; пониманий и продуктивного применения – «взаимосвязь между…», «критерии выбора решения…», «методы анализа …» и т.п.; трансформация (извлечение) новых знаний – «концептуальная модель…», «методология…», «теория…» и т.п. Функциональный компонент (умения и навыки) планируется на следующих 4-ех уровнях: выполнять предписанные инструкцией, алгоритмом и т.п. действия (У1), решать типовые задачи с выбором известного метода, способа и т.п. (У2), решать нестандартные задачи путем комбинации известных методов, способов и т.п. (У3), исследовать проблемы и находить новые методы, способы их решения (У4). Умения характеризуют способность выбирать, оптимизировать, интерпретировать и т.д. на основе полученных знаний, а навыки – способность применять, создавать, моделировать и т.п. на основе полученных знаний при условии многократного закрепления таких способностей с использованием конкретных инструментальных средств, технологий, методов, оборудования и т.п. 37

Пример планирования конкретных результатов освоения составляющих компетенций ФГОС ВПО в дисциплине «Информатика» 38

Структура дисциплины и ее связь с компетенциями ФГОС ВПО Структура дисциплины определяется набором составляющих компетенций ФГОС ВПО в дисциплине (КД), которые определяют темы разделов дисциплины, а причинно- следственные связи между результатами освоения КД - порядок изучения этих разделов в дисциплине. Ниже приведен пример структуры дисциплины «Информатика» (в ней каждый раздел «отвечает» за формирование отдельной составляющей компетенции в дисциплине КД, через которые устанавливается связь с компетенциями выпускника). Трудоемкость разделов и соответствующие максимальные (минимальные) оценки являются важнейшими характеристики результатов освоения компетенции ФГОС ВПО в дисциплине. 39

40 Информационная система управления проектами ООП 40