Коммерческая инфраструктура рынка : зачем она нужна операторам подвижного состава Игорь Стулов, директор по развитию
Предпосылки создания КИР жд перевозок 1.Объём производства вагонов в СНГ в 2012 г. превысил пиковый уровень СССР в 1,54 раза. Вагон перестал быть дефицитом. 2.В 2012 г. инвентарный парк сократился до 2% (27 тысяч вагонов ). 3.Средний оборот вагонов ( кроме цистерн ) сократился с 2,2 раз / мес. в 2008 г. до 1,5 раз / мес. в 1 полугодии 2013 г., по полувагонам – с 2,9 раз / мес. до 1,7. 4.На пике спроса в 2012 г. ставки доходили до руб. в сутки ( без НДС ), осенью 2013 г. цена предложения полувагонов руб. в сутки. Вывод : эксплуатационные показатели вагонов ухудшились, запас финансовой прочности сильно истощился.
Инициативы по урегулированию ситуации 1. « Кемеровские соглашения »: с 2012 г. допуск под погрузку угля вагонов только избранных 12 операторов. 2.Приказ Минтранса 258: вагоны после выгрузки можно отправить только под согласованную заявку ГУ Задача Премьер - министра В. В. Путина от : « создать саморегулируемую организацию, аналогичную « Совету рынка », который действует в сфере электроэнергетики » ( не реализована ). 4.Единый сетевой технологический процесс : попытка ввести жёсткое планирование гружёных и порожних перевозок ( внедрён частично ). 5.Изменения в Устав ЖД транспорта : согласование планов отправки порожних вагонов и платный простой вагонов на путях общего пользования ( на рассмотрении в Госдуме ). Вывод : сильно увеличилось количество ограничений. Невозможно отправить вагоны, а потом вести переговоры с клиентами.
Коммерческая инфраструктура рынка - это 1.Механизм установления равновесных цен всеми участниками процесса железнодорожных перевозок с учётом ограниченности инфраструктуры и естественно - монопольного положения ОАО РЖД и ряда других организаций. 2.Универсальный институт торговли разного вида ресурсами в сфере организации железнодорожных перевозок и связанных с ними услуг. 3.Саморегулируемая организация ( т. н. « единая СРО » по образцу рынка электроэнергии ) – координатор процессов ценообразования ; орган, разрабатывающий и поддерживающий правила взаимодействия разных участников рынка. Единая СРО должна включать всех игроков рынка ( не только операторов )
Что может включать КИР 1.Рынок предоставления вагонов («биржа вагонов»); 2.Рынок предоставления путей общего и необщего пользования для отстоя вагонов («биржа услуг по отстою вагонов»); 3.Рынок локомотивной тяги (в долгосрочной перспективе, после либерализации этого рынка) – торговля между перевозчиками; 4.Рынок услуг по ремонту вагонов, торговли годными или забракованными деталями или запчастями и др.; 5.Рынок продажи мест в регулярных грузовых поездах, следующих по твёрдым ниткам графика (регулярного грузового движения).
Зачем участникам рынка « Биржа вагонов » 1.Рынок предоставления вагонов : более грузоотправителей с регулярными отправками, около 500 операторов, управляющих парками 100 и более вагонов. 2.Административные методы контроля цен не работают. 3.ОАО РЖД : типовой договор и возможность безакцептного списания средств с ЕЛС. Грузовладельцы и операторы : двусторонние договоры, возможные проблемы взаиморасчётов. 4.Проблемы излишних простоев и порожних пробегов. Вывод : нужен механизм, позволяющий быстро ( за 1-2 дня ) провести сделку и гарантировать расчёты грузовладельца и оператора вагонов. Биржа – пример такого механизма.
Почему биржа до сих пор не создана Все существующие ресурсы по поиску вагонов или грузов – это « доски объявлений ». « Доска » не несёт ответственности за то, что на ней написано. 1.Нет гарантии, что у клиента есть груз, готовый для перевозки. 2.Нет гарантии, что у оператора есть свободные вагоны, которые он может подать. 3.Нет гарантий оплаты оказанных услуг. Система, гарантирующая хотя бы проверку выполнимости обязательств, есть только у ОАО РЖД ( заявки ГУ -12, дислокация вагонов, заготовки накладных и т. п.). Создать биржу без участия РЖД невозможно ( либо непомерно дорого ).
Как должна работать биржа : I. Отбор участников. a.Предварительная квалификация участников рынка, отключение от торгов недобросовестных участников. b.Подписание договора о присоединении к торговой системе, регламентов проведения торгов, стандартных форм договоров, обеспечивающих осуществление торговли. c.Проверка наличия груза, предъявляемого к перевозке ( по заявкам ГУ -12). Проверка наличия свободных вагонов ( по дислокации и признаку оператора по доверенности ). d.Проверка наличия финансовых средств для обеспечения оплаты по сделкам ( в т. ч. механизмы банковских гарантий, аккредитивов, резервных фондов СРО и пр.).
Как должна работать биржа : II. Организация торгов. a.Фиксация цены сделки в итоге торгов ( с формированием подтверждающих документов типа « Протокол цены »). b.Резервирование груза и вагонов, ставших предметом сделки ( для исключения двойных продаж ). c.Подтверждение сделок ( например, через ЭЦП ).
Как должна работать биржа : III. Выполнение сделок. a.Технологическая поддержка выполнения обязательств : подача или изменение заявок ГУ -12, оформление накладных на порожние вагоны, программный запрет в ЭТРАН на оформление вагонов в иные адреса, кроме согласованных на торгах. b.Проверка выполнения финансовых обязательств по сделкам. c.Контроль выполнения участниками сделок своих обязательств, в т. ч. в разрезе родов ПС, грузов, направлений перевозки. d.Обеспечение выдачи подтверждающих документов об исполнении сделок. e.Система ответственности участников торгов за выполнение обязательств ( в т. ч. ответственности ОАО РЖД ), коллективная ответственность СРО.
Как должна работать биржа : IV. Изменение, расторжение. a.Расторжение сделок по соглашению сторон ( снятие ограничений на оформление вагонов и грузов ). b.Полный или частичный отказ от сделки в одностороннем порядке, если другая сторона ( либо ОАО РЖД ) не выполняет обязательства. c.Система досудебного урегулирования споров между субъектами рынка транспортных услуг.
Вопросы для обсуждения 1.Критерии квалификации участников торгов ( допуска к торгам, отключения от доступа ). Допуск трейдеров, экспедиторов. 2.Критерии выставления на торги грузов ( объёма перевозки ) и вагонов. 3.Введение понятий « заадресовка вагонов под заявку ГУ -12» и « обеспечение заявки ГУ -12 вагонами ». Степень открытости этой информации. 4.Изменение технологии подачи, согласования, изменения заявок формы ГУ - 12 по итогам торгов. Электронное согласование заявки ГУ -12 в ЭТРАН оператором. Цель – внесение изменений в заявки ГУ -12 по итогам торгового дня, в течение нескольких часов. 5.Интеграция с информационными системами ОАО РЖД. 6.Правовые основы осуществления перевозок на основании итогов биржевых торгов ( внесение изменений в законы, правила, подзаконные акты ). 7.Меры обеспечения выполнения сделок со стороны организатора торгов. Возможные санкции к участникам торгов, не выполняющим обязательства по итогам торгов.
Приглашаем всех заинтересованных к дискуссии ! Вопросы, возражения, дополнения, идеи присылайте почтой : Игорь Валентинович Стулов : секретарь НП ОЖдПС :