Дуэль как проявление нравственной сущности героя» (на материале художественных произведений русской литературы 19 века) Выполнила: Пяткова Ирина, ученица 9 класса, МКОУ –ООШ 5 г. Красноуфимска
Правовед Лазарев В.В. сказал: «Сегодня многие в России сходятся на том, что с честью и достоинством у наших граждан, с самых низов и до самых верхов, мягко скажем – проблемы. Если мы признаём, что право на честь и право на достоинство закреплены конституцией, а в реальности, нет ни того ни другого, появляется проблема, как сделать так, чтобы граждане и власть имущие этими ценностями располагали».
Нравственные ценности у всех народов: честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Ценятся подобные качества высоко, а те, кто ими обладает, пользуются уважением.
Русское дворянство органично впитало идею чести. Дворянин «из человека с оружием» превратился «в человека чести». Дворянин, лишившийся чести, в глазах общества становился изгоем в государстве. Серьёзным инструментом для восстановления чести являлась дуэль.
Объект: русская художественная литература 19 века. Предмет: дуэль как проявление нравственной сущности героя. Тема: «Дуэль как проявление нравственной сущности героя» (на материале художественных произведений русской литературы 19 века).
Цель: рассмотреть дуэль как проявление нравстенной сущности героя Задачи: Рассмотреть роль, судьбу дуэли в России. Проанализировать выбранные произведения по данной теме с точки зрения использования авторами сцен дуэли для характеристики своих героев. Провести социологическое анкетирование и выявить отношение опрашиваемых к дуэли и защите чести. Разработать методическое пособие по данной теме в форме презентации и брошюры. Методы исследования: анализ художественных произведений, социологическое анкетирование, математическая обработка данных, обобщение.
Дуэль – поединок (с применением оружия) между двумя лицами по вызову одного из них. В переносном смысле – борьба, состязание двух сторон. Цель дуэли – получение силою оружия, удовлетворение за оскорбление.
Истоки дуэли отыскиваются в рыцарских турнирах. Тогда рыцари затевали поединки ради демонстрации мужества и силы, во имя прекрасной дамы. Противники не испытывали друг к другу никакой вражды, иногда выступали инкогнито, в масках.
Из Европы дуэль перешла в Россию в 18 веке. Пётр I категорически запретил поединки и повелел их участников «смертию казнить и оных пожитки описывать». Позднее Екатерина II и император Николай I поддержали запрет Петра I. В 19 веке смертная казнь дуэлянтам не угрожала, но офицеры могли быть разжалованы в солдаты и сосланы в зоны боевых действий, например, на Кавказ.
Дуэль во всем многообразии своих проявлений запечатлена в русской литературе XIX - начала XX веков. Писатели сосредотачивают свое внимание на психологии дуэлянта, на его преддуэльных размышлениях и переживаниях, на его состоянии и поведении во время поединка; художественные характеристики существенно дополняют документальное знание.
Гениальные художники слова: Пушкин и Лермонтов в своих бессмертных шедеврах проверяют своих героев дуэлью, в результате читатель видит эгоистическую сущность Онегина, озлобленную жестокость Швабрина, трусость, подлость и мстительность Грушницкого.
И в то же время у читателя появляется возможность восхититься рыцарским поведением Ленского и Гринева, способных встать на защиту чести своих прекрасных дам, гуманизмом, благородством и великодушием Печорина, Сильвио.
Отношение к дуэли в произведениях русских писателей неоднозначно. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» - ироническое изображение дуэли. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - справедливая дуэль. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - «странная» дуэль. А.С. Пушкин «Выстрел» - необычная дуэль.
В настоящее время дуэли приняли немного иной вид, чем раньше.
Результаты социологического исследования
«Что в вашем понимании честь?» Взрослые: Достоинство человека – 25% Преданность близким людям – 15% Уважение к своей личности – 10% Отстаивание справедливости – 15% Добропорядочность – 5% Доблесть – 10% Честность – 5% Самолюбие – 5% Не могут дать точного определения -10% Учащиеся: Ответственность перед собой и близкими – 40% Достоинство человека – 10% Уважение к своей личности – 10% Личностные качества – 20% Справедливость и гордость – 15% Не могут дать точного определения – 10%
«Как вы относитесь к дуэли как способу защиты чести?»
Использование дуэли для защиты своей чести или чести близкого человека
Выбор способа защиты чести в настоящее время
Выводы 1.Взрослые понятие чести больше соотносят с достоинством человека, с преданностью близким людям и отстаиванием справедливости, а учащиеся честь больше соотносят с понятием ответственности перед самим собой и близкими людьми, а также с личностными качествами и отстаиванием справедливости. 2.Учащиеся более склонны к такому способы защиты чести и достоинства как дуэль. 3.Дети выбирают способ защиты дуэль, а большинство взрослых отказывается от этого способа. 4.Большинство опрашиваемых прибегает к таким способам защиты чести, достоинства как закон, проведение диалога с серьёзными аргументами, публичное выступление в СМИ с привлечением социума.
Спасибо за внимание!