Оценка эффективности «дорожных карт» изменений в социальной сфере, направленных на повышение эффективности образования и науки» А.И. Адамский, научный руководитель АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»
Стратегия и тактика модернизации образования (развилки и интеграция) Стандартизация Унификация Индивидуализация Массовость Рамочное управление «Ручное» управление Качество Эффективность 25
Как должна выглядеть система образования в 2018 г. исходя из задач ДК? Внешние механизмы оценки качества образования Внутри образовательных организаций - формирующее оценивание Нормативы на услуги, конкурентный рынок образовательных услуг Зарплата педагога: преодоление двойного негативного отбора в педагогическую профессию. Программы дошкольного образования вариативны, большое разнообразие программ в негосударственном секторе. 26
Модернизация общего образования Позитивные тренды Оформилась острая потребность в РСОКО и ОСОКО (инструментарий, процедуры и регламенты, эксперты) для увязки объемов финансирования с качеством услуги. Идея доведения средних зарплат пед.работников до уровня средней зарплаты в регионе содержательно продвигает механизмы финансирования. НПФ и СОТ проектируются комплексно. Негативные тренды Усиление «ручного» управления образованием. Сворачивание самостоятельности школ. «Забалтывание» сути ФГОС ступеней общего образования. ЗУН по- прежнему остается единственным содержанием образования Стандартизация в управленческом смысле начинает трактоваться как унификация. 27
Выпей море, Ксанф! Выпей море... (Эзоп) Учитель как транслятор культуры в эпоху высоких скоростей изменений в технологиях и обществе мало дееспособен. Культура самого учителя как профессионала должна отвечать требованиям времени: учитель- транслятор культуры, учитель-навигатор в культуре; учитель-автор; учитель-проектировщик образовательных сред; учитель – как помощник в проектировании собственных способов вхождения в культуру и действия в культуре; автор (мастер) – как учитель; среда – как учитель … 28
Высшая школа экономики, Москва, 2011 Считаете ли Вы, что Ваша профессия престижна? Удовлетворены ли Вы Вашим материальным положением? Учитель о своей работе
Высшая школа экономики, Москва, 2011 «Справедливая» структура оплаты труда в школе» Директора оценивают уровень зарплаты учителя, который позволит ему сосредоточиться на основной деятельности «скромнее», чем учителя По мнению директоров зарплата «учителя мечты» и зарплата, которая позволит рядовому учителю сосредоточиться на своей основной деятельности, примерно одинаковы Зарплата, которая по мнению директоров позволит учителям сосредоточиться на основной деятельности, примерно на 30% выше средней зарплаты лиц с высшим образованием
Высшая школа экономики, Москва, 2011 Доля получателей надбавок более 15% от заработка, % Основания для начисления стимулирующих надбавок, % ответов Надбавки в размере более 15% от заработка получают чуть менее 2/3 учителей Надбавки за достижения учеников получают около 1/3 учителей За что платят стимулирующую часть оплаты труда
Высшая школа экономики, Москва, 2011 Границы дифференциации заработков учителей Директора школ считают, что можно усилить дифференциацию заработков учителей (с 25% до 42%) Максимальная допустимая (фактическая) разница в доходах учителей с высокой и низкой заработной платой в зависимости от качества работы
30
Актуальные технологии (поддерживаемые ИТ-сообществом, государством, СМИ) 1. Облачные технологии (технологии постоянного доступа к данным) 2. Магазины приложений (программное обеспечение как услуга) 3. BYOD (применение личного устройства в целях учебы, работы) 4. 3D-печать, 3D-сканеры (прототипирование, производство - индивидуализация, новые виды продукции 5. Дополненная/виртуальная реальность (исследования, обучение, повседневное использование) 6. Социальная аналитика (технологии анализа больших (открытых) данных) 7. «Социальные»: геймификация, краудсорсинг (игровые технологии в экономике, в образовании) Тенденция на удешевление устройств (технологий) 31
Инфраструктура (статистика по РФ, 2012) Интернет-каналы связи (2012 год) 58% россиян выходят в интернет хотя бы раз в полгода 55% (около 40 млн. абонентов) проникновение мобильного интернета Доступность сети интернет Медленное снижение стоимости планшетов (смартфонов), специфика для РФ Интернет: Дальневосточный округ: 1Мб / 500 руб/мес. Интернет: Средняя по регионам: 6,4Мб Интернет: ЦФО: 16,5 Мбит/с. Школы: 1-2Мб среднее по регионам. ЦФО, Южный, Сибирский ФО: до 10Мб. Устройства 2012 год: 27,5 млн. владельцев смартфонов (рост 80% в 2012) Прогноз 2015 год: Смартфонов - 63 млн. Планшетов - 12 млн. 32
Цифровые привычки и компетентность учащихся (исследования по РФ, 12-17лет) Устройства Собственный компьютер (ноутбук) – 63% Семейный компьютер – 39% Телефон, смартфон, планшет – 30% / 13% / 11% Компетентность Средний уровень цифровой компетентности (% от максимально возможного уровня) – 31% (но по собственной оценке – 80%). Источник компетентности: самостоятельно (75%), школа (13%), друзья (24%), родители (16%) Время Каждый 7-й подросток в будни проводит в сети 5-8 часов 89% детей пользуются интернетом ежедневно Деятельность Поиск информации (фото, видео, новости) – 76% Поиск информации для учебы – 49% Общение, поиск друзей – 40% Онлайн и мобильные игры – 33% 33
Цифровые привычки (западные исследования, студенты колледжей) Устройства 98% обладают каким либо эл.устройством 87% ноутбук 50% стационарный компьютер 53% смартфон / 8% планшет 32% используют облачные технологии Цифровые привычки 70% делают записи электронно 78% заявляют что не могут учится без эл.гаджетов, технологий 91% общаются с преподавателями по 31% считает что преподаватели должны использовать для коммуникации соц.сети Время Каждые 10 мин. проверяют смс, сообщения, фото, видеозаписи 25% времени посвящено занятием с устройстовом/ресурсами не относящимися к уроку 33
Технологические изменения в образовании 1. Индивидуализация образование через инструменты разработки инд.учебных планов, оперативный диагностика/мониторинг образовательных результатов 2. Массовое образование через сеть открытых онлайн-курсов, открытые библиотеки, свободное ПО, горизонтальные коммуникации 3. Электронно-образовательная среда ОУ реализация и проведения максимального кол-ва учебных процессов в электронную среду (протоколы занятий, диагностика развития обр. результатов, мониторинг, управление учебным процессом. 4. Распределение преподавательского ресурса через открытые онлайн лекции, занятия ведущих педагогов, и привлеченных молодых специалистов, распространение успешных практик адаптации ИТ- технологий в образовании 5. Дистанционная проектная деятельность в рамках сети школ, классов, учеников 6. Новые форматы занятий («адаптация» постоянного присутствия детей в социальных сетях/средах, использование BYOD). Включенность учителя в социальное сетевое пространство 34
Что нужно делать сейчас, чтобы быть готовыми к «завтра»? 1. Развитие инфраструктуры Гос.программа: развитие каналов связи (скоростной мобильной связи) для ОУ. Развитие учебных, исследовательских лабораторий (робототехника, виртуальные среды, 3D-печать) Привлечение ИТ-сообществ, инновационные структур в школы, Вузы (оборудование аудиторий, реализация учебно-практических проектов) 2. Развития пространств Образовательное мотивационное (inspired) пространство: архитектурная, электронная, коммуникационная среда ОУ Интеграция в локальные городские сообщества, прозрачность границ ОУ 3. Интеграция, адаптация технологий для образования Проекты: моделирование пространств, социальных сообществ, миров (новые продукты, услуги в рамках ограниченности ресурсов, неопределённости условий) Командная, распределенная учебная и внеучебная деятельность Выход за рамки класса, ОУ, расширения социального круга учащегося: привлечение в образование молодых специалистов из сфер экономики, науки, культуры Развития русскоязычных онлайн-массовых курсов (Coursera.org - 2% российских слушателей) Принцип: Технологии как Средство! 35
Дорожные карты в СПО: направления действий Укрепление потенциала системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования и ее инвестиционной привлекательности включает в себя: - мониторинг оценки деятельности организаций, реализующих программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования; - создание сети многофункциональных центров прикладных квалификаций; - нормативно-правовое и методическое обеспечение развития сетевых форм организации образовательных программ. Повышение качества профессиональной подготовки и среднего профессионального образования включает в себя: - разработку и внедрение системы оценки качества услуг системы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования; - формирование новых принципов распределения государственного задания на программы профессиональной подготовки и среднего профессионального образования.
Что делать на региональном уровне Механизмы оценки качества образования – Оценка труда учителя; – Оценка качества реализации услуги; – Расширение линейки детских образовательных результатов и инструментов их оценки; – Становление инструментов оценки ООП и технологий ее реализации; – Настройка инструментов деятельности учителя. Нормативы финансирования – Нормативы финансирования по ступеням ОО – Фонды качества образования на всех уровнях Эффективный контракт – Что делать с долей КОУ? – РСОКО – Г(М)З – СОТ – ЗПср – Нормирование всех видов Де пед.работников
Что делать на муниципальном уровне? В центре внимания МЗ! -Как получают МЗ КУ? -Корректный реестр услуг, оказываемых ОО -Нормативы на услуги -Стандарты качества услуг -Инструменты оценки качества услуги -Развитие сети ОО -Как формируется ЗП директора и оценивается его Де?