ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
ГОСУДАРСТВО ГОСУДАРСТВО Осуществляет публичную власть Обладает суверенитетом Имеет госаппарат
Признаки государства единство территории публичная власть суверенитет законодательная деят-сть налоговые сборы
Функции государства внутренние внешние сбор налогов издание законов судопроизводство охрана целостнос- ти и суверенитета защита границ внешний суверенитет (независимость) внешнеэкономиче ская деятельность
Формы государства по форме власти МОНАРХИЯРЕСПУБЛИКА по государственному устройству УНИТАРНОЕФЕДЕРАЦИЯ по политическому режиму АВТОРИТАР НОЕ ТОТАЛИТАРНОЕ ДЕМОКРАТИ ЧЕСКОЕ
Признаки (принципы) правового государства Правовое государство Наличие гражданского общества Верховенство закона Незыблемость прав и свобод человека Принцип разделения властей Взаимная ответственность государства и личности Политический и идеологический плюрализм
Dura lex, sed lex. (Закон суров, но это закон). Никто, независимо от занимаемого поста не имеет права нарушать закон. Законы государства пишут в соответст- вии с международным законодательст- вом, прежде всего Всеобщей деклара- цией прав человека.
Принцип разделения властей Законодательная – обеспечивает гос- подство правового поля – парламенты (Федеральное собрание из 2-х палат: Совет Федерации и Государственная Дума).
Исполнительная – проводит в жизнь (исполняет) принятые парламентом решения. В РФ это Правительство РФ. Принцип разделения властей
Судебная – рассудить, выяснить, осудить тех, кто нарушает закон. Судебная власть в РФ состоит из 3-х ветвей: конституционные суды, су- ды общей юрисдикции и арбит- ражные суды. Принцип разделения властей
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СУДЕБНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Глава государства Президент РФ является ГЛАВОЙ ГОСУДАРСТВА. Гарант Конституции Российской Федера- ции, прав и свобод человека и гражданина. Верховный главнокомандующий Вооружён- ными силами. Единственная должность, на которую изби- рается один из кандидатов общим голосо- ванием граждан РФ. Издает указы и распоряжения.
Главная задача разделения властей – исключить монополию какой-либо из ветей власти, т.е. захват и сосредото- чение её в одних руках (либо человека, либо органа власти). Каждая из властей должна заниматься своим делом, не подменяя друг друга. Это называется «система сдержек и противовесов».
Из истории правового государства Платон Государство возможно только там, где господствует справедливость. Где закон не имеет силы, государство гибнет. Где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, там спасение государ- ства.
Аристотель Там, где отсутствует власть закона, там нет места и какой-либо форме государственного строя. Цицерон Право должно быть выше власти. Это значит, что государство должно иметь такое устройство, при котором не только граждане, но и власть подчинена праву. Из истории правового государства
Джон Локк В государстве должны верховенствовать юридические законы. С этой целью: А) провозглашаются юридические законы, Б) признаются естественные, неотчуждае- мые права человека, В) осуществляется разделение властей. Из истории правового государства
Шарль Монтескьё Власть в государстве поделена на три вида: Законодательная – создающая законы, Исполнительная – приводящая законы в исполнение, Судебная – она судит нарушителей закона. Это нужно, чтобы власти взаимно контро- лировали и сдерживали друг друга. Из истории правового государства
Иммануил Кант Сформулировал категорический импе- ратив – абсолютно обязательное требова- ние. Он гласил: государство должно быть правовым, с разделением властей. Из истории правового государства
Русские правоведы Принцип правового государства ставит перед законодателями заповедь – уваже- ние к правовой личности. Государство не имеет права оставаться равнодушным к тому, что благосостояние его граждан опускается ниже известного уровня. (Борис Николаевич Чичерин, Богдан Александрович Кистяковский, Павел Иванович Новгородцев, Сергей Андреевич Котляревский). Из истории правового государства