Цели урока: продолжить формирование умения давать характеристику элемента на примере переходного элемента. Дать понятие об амфотерных веществах. Повторить и развить знания о классификации и свойствах гидроксидов (в свете ТЭД).
Оборудование: штатив с пробирками. Реактивы: р-ры NaOH, HCl, AlCL 3, КОН.
Проблемная ситуация: определите растворимость гидроксида алюминия с помощью таблицы растворимости; предложите способы его получения из имеющихся на столе реактивов.
Лабораторный опыт: 1. Получите из гидроксида натрия и хлорида алюминия в двух пробирках гидроксид алюминия Al(OH) Рассмотрите полученный осадок-гель. Отметьте его цвет. 3. Попытайтесь растворить полученный осадок- гель в растворе соляной кислоте (HC l ) и в растворе гидроксида калия ( КОН). Что наблюдаете? 4.Запишите уравнения проведенных вами реакций и рассмотрите их с точки зрения ТЭД.
Опыт 1 AlCl 3 + NaOH
Опыт 1 AlCl 3 + 3NaOH = 3NaCl + Al(OH) 3
Опыт 1. AlCl 3 + 3NaOH = 3NaCl + Al(OH) 3 Al Cl + 3Na + + 3OH - = 3Na + +3Cl - + Al(OH) 3 Al OH - = Al(OH) 3 белый
Опыт 2. Al(OH) 3 + HCl
Опыт 2. Al(OH) 3 + 3HCl = AlCl 3 + 3H 2 O
Опыт 2. Al(OH) 3 + 3HCl = AlCl 3 + 3H 2 O Al(OH) 3 + 3H + + 3Cl - = Al Cl - + 3H 2 O Al(OH) 3 + 3H + = Al H 2 O
Опыт 3. Al(OH) 3 + KOH H 3 AlO 3 + KOH
Опыт 3. H 3 AlO 3 + 3KOH = + 3H 2 O + K 3 AlO 3 алюминат калия
Опыт 3. Al(OH) 3 + 3KOH = + 3H 2 O + K 3 AlO 3 H 3 AlO 3 + 3KOH = + 3H 2 O + K 3 AlO 3 алюминат калия Al(OH) 3 + 3K + + 3OH - = 3H 2 O + 3К + + AlO 3 3- Al(OH) 3 + 3OH - = 3H 2 O + AlO 3 3-
Вывод: т.к. Al(OH) 3 растворяется и в кислоте и в основании, то он проявляет основные свойства и кислотные, т.е. двойственные свойства. Такие вещества называют амфотерными (от греч. «амфотеро» - тот и другой).
Амфотерные основания соответствуют амфотерным оксидам. Металлы, которые образуют амфотерные оксиды и основания называют переходными. Амфотерные оксиды и гидроксиды –это вещества, которые в зависимости от условий реакций проявляют кислотные и основные свойства.
Задание 1: дайте характеристику алюминия. Задание 2: представьте гидроксид цинка и бериллия в виде основания и кислоты. Назовите соль.
Задание 1: Характеристика алюминия. I. 13. Al –алюминий, П 3,м., Г-3,гл. подгр.; Ме – переходный. Ar (Al) = 27 II. Al +13) 2 ) 8 ) 3 p +1 =13 n 0 = 14 I, +1, 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 1 Al* III, +3, 1s 2 2s 2 2p 6 3s 1 3p III. Al 2 O 3 - Al(OH) 3 или H 3 AlO 3 амфотерные оксид и гидроксид IV. ЛВС не образует.
Задание 2: Zn(OH) 2 или H 2 ZnO 2, соль К 2 ZnO 2 –цинкат калия Be(OH) 2 или H 2 BeO 2 соль К 2 BeO 2 –бериллат калия
Характер оксида и гидроксида металла, имеющего переменную степень окисления, зависит от степени окисления элемента. Рассмотрите схему соединений хрома в учебнике стр.11. Сделайте вывод о зависимости характера оксида и гидроксида металла от степени окисления элемента.
Сr СrO Сr 2 O 3 СrO 3 основной амфотерный кислотный оксид хрома (II) оксид хрома ( III) оксид хрома (VI) Сr(OH) 2 Сr(OH) 3 H 2 СrО 4 или H 2 СrО 7 основание амфотерный кислоты гидроксид хрома (III) хромовая дихромовая «2»-ди (би) (бихромовая)
Вопросы: 1. Что нового узнали на уроке? 2. Какие вещества называют амфотерными? 3. Какие металлы называют переходными? 4. Как степень окисления металла влияет характера оксида и гидроксида?
Домашнее задание. §2, стр.12 1,4 (устно), 3 (письменно)