Учреждение образования «Барановичский государственный университет» Инклюзивное образование: возможности, преимущества, риски
И?
Инклюзивное образование Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации», ст. 2(27))
Особые образовательные потребности Время начала образования Содержание образования Создание специальных методов и средств обучения Особая организации обучения Расширение границ образовательного пространства Продолжительность образования Определение круга лиц
Инклюзивное образование Все дети разные Все дети могут учиться Есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол Адаптация системы к потребностям ребенка
Сильные стороны Реализация демократических основ общественного устройства Обеспечение доступности ресурсов: средовых, дидактических, методических и т.д. Наличие реальных условий социализации, социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ Расширение сферы коммуникации и взаимодействия в реальных условиях Появление новых векторов профессионального развития педагогов, учителей- дефектологов, педагогов-психологов Сплочение родительского сообщества в решении общих задач обучения, воспитания, социализации детей Формирование сотрудничества и социального партнерства как формы социального взаимодействия и поведения Реализация семейно-ориентированного подхода с центрацией на личности ребенка Индивидуализация образовательного процесса Расширение возможностей профессиональной ориентации и трудоустройства «особых» учащихся
Слабые стороны Уменьшение доли коррекционной работы Обеспечение качества многовариантности образовательных программ и образовательных маршрутов, реализуемых в едином временном формате Функциональное «многостаночничество» учителя
Возможности Подготовка социального сообщества к принятию положений Конвенции о правах инвалидов в части обеспечения условий равного доступа к образованию всеми членами сообщества. Появление экспериментальных учреждений образования, внедряющих практики инклюзивного образования. Грантовая поддержка образовательных инициатив внедрения инклюзивного образования. Заинтересованность административного ресурса (управления и отделы образования) в деятельности по внедрению практик инклюзивного образования и ее результативности. Привлечение средств массовой информации к работе по формированию позитивного имиджа инклюзивного образования и развенчания мифа об ограниченных возможностях «особых» детей и людей. Заинтересованность социального сообщества (родители детей с ООП, учителя- дефектологи, педагоги, социальные педагоги, педагоги-психологи, общественные объединения и организации: БелАПДИиМИ; «Особый мир», «Откровение», «Дети. Аутизм. Родители» и др.) в продвижении практик инклюзивного образования. Привлечение бизнес-структур региона в качестве ресурса поддержки внедрения инклюзивного образования.
Угрозы Несформированность нормативно-правовой базы, регламентирующей все аспекты инклюзивного образования (система финансирования инклюзивного образования; ассистирование учащихся с ООП в образовательном пространстве; наполняемость учебных групп и классов; система оценивания учебных достижений обучающихся; организация коррекционно- педагогической работы и др.) Понимание готовности учреждения образования к внедрению инклюзивных практик как создание безбарьерной физической среды (пандусы, лифты, специально оборудованные туалеты). Несформированная инклюзивная культура учреждений образования (физическая, психологическая, методическая, дидактическая и т.д.). Уровень оплаты труда педагогов, не позволяющий использовать его в качестве значимого стимула самообразования и повышения квалификации в области инклюзивного образования. Неприятие социальным сообществом и участниками образовательного процесса изменений образовательной политики в части внедрения практик инклюзивного образования.
Угрозы Недостаточная информированность потенциальных и реальных потребителей образовательных услуг о сущности и социальной значимости инклюзивного образования. Акцентуированная центрация на когнитивной составляющей образования и умаление роли социализации и социального развития детей как основной задачи на уровне дошкольного образования и начальной школы. Формальная (стихийная) инклюзия («инклюзивные джунгли») и девальвация идеи. Несформированность модели социально- профессионального партнерства педагогов, родителей, специалистов. Неготовность педагогического сообщества к качественной реализации практик ИО.