Тема: «Игра-драматизация как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста» Подготовила: Куликова Ирина Владимировна, заместитель заведующего по УВР МБДОУ 78 «Ивушка»
Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста: Учить детей видеть, понимать и любить прекрасное в жизни, видеть его в природе, в быту, в общественных событиях, в поступках людей. Воспитывать у детей желание быть активными участниками созидания прекрасного в жизни. Учить детей дошкольного возраста видеть, понимать и любить доступные его возрасту произведения искусства, выраженные в разнообразных видах художественного творчества (поэзия, литература, музыка, песня, картина, театр, игра и т.д.). Учить детей активно и качественно проявлять себя в различных областях искусства: в пении, в пляске, чтении стихов, пересказе, а также в творческой деятельности (рассказывании, рисовании, лепке, конструировании в творческой игре, театральной деятельности).
эстетического воспитание дошкольников эффективное содержание педагогического руководства взаимодействие всех участников образовательного процесса
средства эстетического воспитание дошкольников трудбытприрода искусствообщественная жизнь
«Эстетическое воспитание – это система знаний, представлений, понятий, обеспечивающих эстетическое отношение к действительности, понимание и оценку прекрасного в природе, искусстве, в труде и общении; эстетические взгляды, вкусы и убеждения; художественный кругозор, умения и навыки творческой художественно – эстетической деятельности». Н.К. Крупская «Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению, эстетическому развитию - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать ребенку игра- драматизация». Л.С. Выготский
Одним из направлений работы по эстетическому воспитанию дошкольников стало - использование игры-драматизации и элементов театрализованной деятельности в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ. «Именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями». Л. В. Артемова
Театрализованная игра или драматизация, является одним из видов творческих игр в дошкольном учреждении. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют воображение, мышление, а главное - помогают эстетическому воспитанию. Театрализованные игры имеют содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…вызывает нравственно – эстетическое переживание, которое, в свою очередь создает соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышает жизненный тонус ребят…». В.А. Сухомлинский
Значение театрализованной игры (игры-драматизации) приобщению к высокохудожественной литературе; развитию таких форм воображения, в основе которых лежит интерпретация детьми литературного образа, представления о его многогранности и множестве возникающих в связи с ним ассоциаций; приобщению к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов; созданию выразительного художественного образа; развитию пространственного воображения как основы «проектного мышления», творческого замысла, прогнозирование результата; организации коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций; обучению самостоятельного нахождения приемов изображения, материалов.
МБДОУ 78 «Ивушка» реализует ООПДО, составленную, с учетом ФГТ, на основе программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.Н. Гурович. В данной программе, в разделе «Творческие игры», для групп старшего дошкольного возраста (5-6 лет) и (6-7 лет) предусмотрены разыгрывание театральных, режиссерских игр и игр – драматизаций, сюжетов сказок, литературных произведений, внесение в них изменений и придумывание новых сюжетных линий, введение новых персонажей, действий; разыгрывание театральных спектаклей с куклами, игрушками – самоделками; пальчиковый театр, театр марионеток. Театрализованные игры в данных возрастных группах, по мнению авторов программы «Детство», будут способствовать более успешному эстетическому воспитанию, поскольку творческое создание разных игровых образов в играх – имитациях (животные, птицы, растения), будут обеспечивать выразительную передачу их действий, физического состояния, смену настроений с использованием мимики, пантомимики, интонации (расцветающий цветок, смена времен года, перелет птиц, «немое» кино, волшебные картины).
Создание творческой развивающей среды в группах дошкольного учреждения
Игровое творчество на основе литературного произведения
Песенное творчество и импровизация на детских музыкальных инструментах
Танцевальное творчество
Кукольное творчество
Основы актерского мастерства
Совместное участие детей и взрослых (педагогов и родителей)
Таким образом, можно отметить, что между театрализованной деятельностью и эстетическим воспитанием детей существует тесная взаимосвязь. Причем яркие проявления эстетического развития обеспечиваются при помощи театрализованных игр. Игра-драматизация, действительно оказывает положительное воздействие и является эффективным средством эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие ребенка, педагоги обеспечивают в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
Благодарю за внимание!