Понятие информации Информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Сведения об объектах живой или неживой природы, их свойств и взаимном влиянии друг на друга.
Граница между информацией и знаниями размытая - слух или намек для умного человека может стать источником знаний, а для не думающего и «тонна» информации останется пустым местом - соответственно никаких знаний он не получит.
Виды информации Информация классифицируется следующим образом: - по способу восприятия (Визуальная, аудиальная, обонятельная, вкусовая); -по форме представления (Текстовая, числовая, графическая, звуковая); - по предназначению (массовая, специальная, личная);
Информационные процессы Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами. Основная цель поиска информации – отфильтровать, разделить полезную и нужную информацию от «мусора». Можно назвать некоторые методы сбора информации: наблюдение, общение, чтение, просмотр и прослушивание. Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга- библиотека, картина- музей, фотография- альбом).
В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи. Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю. Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи. Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное.
Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам. Обработка информации по принципу "черного ящика" - процесс, в котором пользователю важна и необходима лишь входная и выходная информация, но правила, по которым происходит преобразование, его не интересуют и не принимаются во внимание.
Информация используется при принятии решений. Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение. Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими. Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним из главных умений человека в современном мире.
Кибернетическая модель управления Норберта Винера Циркулирование информации в системах управления обеспечивается посредствам сигналов, передаваемых по информационным каналам между управляющими объектами и объектами управления Кибернетическая модель получила применение в области нейрофизиологии. Мозг передает управляющую информацию в виде сигналов той же природы к мышечным тканям, управляя, таким образом, органами движения.
В другой биологической науке – генетике используется понятие наследственной информации, заложенной в структуре молекул ДНК. Генетики доказали, что эта структура – код, определяющий функционирование всего организма: рост, развитие, патологии и др. Через молекулы ДНК происходит передача наследственной информации от поколения к поколению.
Философские концепции информации: - Атрибутивная - Функциональная - Антропоцентрическая Информация – атрибут материи во всех ее формах и видах. Информация в мире возникла вместе со вселенной. Информация – атрибут свойственный только живой природе. Один из признаков, отделяющий в природе живое от неживого. Информация существует лишь в человеческом сознании, восприятии. Информационная деятельность относится только к человеку, происходит в социальных системах.
Определите правила, по которым происходит обработка информации: ВходВыход Яблоко6 Доброта7 Экзамен7 Программа? ВходВыход ?
На уроке информатики. Вовочка (думает: "Очень хочется пить!") говорит: "Вера Ивановна, можно выйти?" Вера Ивановна (думает: "Наверное, он не знает урока и надеется, что за оставшиеся 5 минут до конца урока я не успею его спросить".) говорит: "Вовочка к доске!" Определите в данном примере источник информации, кодирование и декодирование, канал связи, приемник информации, помехи и причину их возникновения.
1.В чем отличие пользователя и программиста? 2. Расскажите, для чего вы сами используете (если у вас есть) или могли бы использовать (если у вас нет) сой домашний компьютер.
Домашнее задание 1. Знать определения: информация, канал связи, кодирующее устройство, декодирующее устройство, обработка информации. 2. Знать философские концепции информации. 3. П. 1