Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования и его образовательный результат. Согласно ФГОС результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и личностные достижения ребенка.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Метапредметные результаты Универсальные учебные действия принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира
Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка)
Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме
Таким образом, овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.
Изменение на уроке деятельности учащегося и учителя: ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке теперь становится главным деятелем, а учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Активизация познавательной деятельности учащихся Инсценировка Исследование
Сочетание индивидуальной, групповой и коллективной познавательной деятельности Организация различных видов самостоятельной работы учащихся
Использование интерактивных технологий
Познавательные универсальные действия Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Работа с текстом: оценка информации
Диагностика знаний обучающихся по общеобразовательным предметам проводилась в конце учебного года Данные по результатам диагностики знаний позволяют оценить успешность каждого учащегося в овладении знаниями по предмету, уровень и структуру знаний класса в целом, результат класса относительно среднего результата по городу (региону), а также на основе анализа определить направления совершенствования образовательного процесса в школе.
за 1-й и 2-й класс выполнили все обучающиеся Результаты диагностики (в форме комплексной письменной работы) показали, что у 100% обучающихся 1-х и 2-х классов сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
По сравнению с предыдущими годами, дети стали более активными как на уроках, так и в различных областях внеурочной деятельности. При закреплении изученного материала учащиеся все чаще используют компьютер, интернет. В информационном пространстве учатся общаться между собой. Исходя из выше сказанного, мы делаем выводы:
Время меняется, дети меняются и учитель обязан идти в ногу со временем. В настоящее время самое главное – это научить детей учиться, самостоятельно добывать знания. Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте Ч. Темпл