С3. На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета. В результате добавления к нему гидроксида калия и последующего нагревания полученной смеси выделился газ с резким специфическим запахом, при горении которого образовался азот. Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания. NH 4 Cl + KOH = KCl + NH 3 + H 2 O (может быть не NH 4 Cl, а NH 4 Br, NH 4 I, или другая соль аммония) 4NH 3 + 3O 2 = 2N 2 + 6H 2 O Название: NH 4 Cl – хлорид аммония Демо-версия ГИА-2011
С3. Для определения качественного состава неизвестной соли учащимся выдали белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде и известное как «нашатырь». Часть выданной соли смешали с твёрдым гидроксидом кальция и смесь нагрели. При этом выделился газ с резким запахом. Другую часть соли растворили в воде и к полученному раствору прилили прозрачный раствор нитрата серебра. Образовался белый «творожистый» осадок. Запишите химическую формулу и название выданной соли. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе её распознавания. 2NH 4 Cl + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + 2NH 3 + 2H 2 O NH 4 Cl + AgNO 3 = AgCl + NH 4 NO 3 Название: NH 4 Cl – хлорид аммония Демо-версия ГИА-2012
В химической лаборатории хранится склянка с кристаллическим веществом белого цвета. При нагревании вещество полностью разлагается без образования сухого остатка. При действии гидроксида калия выделяется лёгкий, бесцветный газ с резким запахом, вызывающий посинение лакмусовой бумаги. При действии соляной кислоты наблюдается характерное «вскипание» от выделяющегося углекислого газа. Запишите три уравнения химических реакций, проведённых, для распознавания этого вещества. ГИА Химия. 9 кл. Типовые тестовые задания (Корощенко,Медведев). Вариант 7 (NH 4 ) 2 CO 3 = 2NH 3 + H 2 O + CO 2 (NH 4 ) 2 CO 3 + 2KOH = K 2 CO 3 + 2NH 3 + 2H 2 O (NH 4 ) 2 CO 3 + 2HCl = 2NH 4 Cl + H 2 O + CO 2
При нагревании красного порошка некоторого металла на воздухе порошок стал чёрным. Когда этот порошок растворили в серной кислоте, раствор приобрёл голубую окраску. После того как в этот раствор добавили раствор гидроксида калия, выпал синий студенистый осадок. По этому описанию определите, порошок какого металла был взят, и запишите уравнения тех реакций, о которых идёт речь в задании. ГИА Химия. 9 кл. Контрольные тренировочные материалы (Левкин). Вариант 0 2Cu + O 2 = 2CuO CuO + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O CuSO 4 + 2KOH = Cu(OH) 2 + K 2 SO 4
При изучении свойств оксида трёхвалентного металла к нему прилили раствор азотной кислоты, после чего смесь нагрели. В результате образовался раствор желтого цвета. К полученному раствору добавили избыток раствора гидроксида натрия. В пробирке наблюдалось выпадение студенистого осадка бурого цвета. Известно, что металл, входящий в состав исследуемого оксида, является основным компонентом чугуна и стали. Определите состав и запишите название исходного оксида. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования свойств веществ. Реальный вариант-2012, 1204 Fe 2 O 3 + 6HNO 3 = 2Fe(NO 3 ) 3 + 3H 2 O Fe(NO 3 ) 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 + 3NaNO 3 Fe 2 O 3 – оксид железа (III)
При изучении свойств раствора соли – галогенида трёхвалентного металла, были проведены два опыта. К одной части исходного бесцветного раствора добавили несколько капель раствора гидроксида калия: наблюдалось образование осадка. А при пропускании через вторую часть исходного раствора хлора наблюдалось выделение простого вещества тёмного цвета, спиртовой раствор которого используется в медицине для дезинфекции ран. Известно также, что металл, входящий в состав соли, используется в качестве восстановителя в реакциях с оксидами менее активных металлов. Определите состав и запишите название исследуемой соли. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования качественного состава соли. Реальный вариант-2012, 1207 AlBr 3 + 3KOH = Al(OH) 3 + 3KBr 2AlBr 3 + 3Cl 2 = 2AlCl 3 + 3Br 2 AlBr 3 – бромид алюминия
При изучении свойств летучего водородного соединения неметалла были проведены два опыта. При взаимодействии этого водородного соединения с хлороводородом образуется соль, которая используется в медицине. При сжигании водородного соединения в кислороде образуется газ, являющийся основным компонентом воздуха. Определите состав и запишите название исследуемого вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе изучения его химических свойств. Реальный вариант-2012, 1208 NH 3 + HCl = NH 4 Cl 4NH 3 + 3O 2 = 2N 2 + 6H 2 O NH 3 – аммиак
Для определения качественного состава неизвестного вещества, являющегося бесцветной маслянистой жидкостью, которую в старину называли «купоросным маслом», был выдан раствор этой жидкости. Известно, что этот раствор окрашивает фиолетовый лакмус в красный цвет. К одной части раствора добавили гранулы цинка и получили горючий газ. К другой части исходного раствора был добавлен раствор нитрата бария. В результате образовался белый осадок, который быстро оседает на дно пробирки. Определите состав и запишите название неизвестного вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе его исследования. Реальный вариант-2012, 1209 H 2 SO 4 + Zn = ZnSO 4 + H 2 H 2 SO 4 + Ba(NO 3 ) 2 = BaSO 4 + 2HNO 3 H 2 SO 4 – серная кислота
Для установления качественного состава минерала флюорита, образованного катионом щелочноземельного металла и анионом бескислородной кислоты, химики провели две реакции. При добавлении к минералу концентрированной серной кислоты выделился газ, водный раствор которого называется плавиковой кислотой. Известно также, что второе вещество, образовавшееся в результате этой реакции, является основным компонентом гипса. При взаимодействии плавиковой кислоты с оксидом меди (II) образуется раствор голубого цвета. Запишите химическую формулу и название соли, образующей минерал. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе её исследования. Реальный вариант-2012, 1213 CaF 2 + H 2 SO 4 = CaSO 4 + 2HF 2HF + CuO = CuF 2 + H 2 O CaF 2 – фторид кальция
При изучении свойств растворов электролитов к светло-синему раствору некоторой соли прилили раствор гидроксида натрия до образования осадка голубого цвета. Затем к полученному осадку прибавили раствор серной кислоты. Осадок растворился, образуя раствор голубого цвета. Известно, что окраску растворам придаёт катион металла, встречающегося в природе в виде самородков, и широко применяемого в электротехнике. Определите состав и запишите название конечного вещества. Составьте два уравнения реакций, соответствующих проведённым исследованиям. Реальный вариант-2012, 1214 CuCl 2 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + 2NaCl Cu(OH) 2 + H 2 SO 4 = CuSO 4 + 2H 2 O Про анион в данном задании ничего не сказано, значит это может быть CuCl 2 или CuSO 4 или другая соль меди
Для определения качественного состава спертиниита - нерастворимого в воде минерала голубого цвета, несколько кристаллов прокалили и получили порошок чёрного цвета. Часть кристаллов растворили в серной кислоте. В результате реакции образовался раствор синего цвета, используемый для опрыскивания плодовых деревьев с целью уберечь их от болезней. Запишите химическую формулу и название вещества, образующего минерал. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе его распознавания. Реальный вариант-2012, 1215 CuCO 3 CuO + CO 2 CuCO 3 + H 2 SO 4 = CuSO 4 + H 2 O + CO 2 CuCO 3 – карбонат меди (II)
Учащимся для проведения опытов по изучению свойств соли было выдано белое вещество, являющееся компонентом минерала доломит, использующегося для известкования почв. Для определения его качественного состава школьники прилили к исследуемому веществу соляную кислоту, при этом выделился тяжелый газ, без цвета и запаха, при пропускании которого через известковую воду происходит помутнение раствора. Известно также, что катион, входящий в состав соли, является центральной частицей в молекуле хлорофилла. Определите состав и запишите название выданного вещества. Запишите два уравнения реакций, которые были проведены в процессе распознавания неизвестного вещества. Пробный ГИА, МаГУ, 2013 CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O CO 2 + Ca(OH) 2 = CaCO 3 + H 2 O CaCO 3 – карбонат кальция
Для проведения опытов по изучению свойств соли были выданы белые кристаллы хорошо растворимого в воде вещества, которое используется в хлебопечении и кондитерской промышленности в качестве разрыхлителя теста. В результате процесса термического разложения выданной соли образовались три вещества, два из которых при обычных условиях являются газами. А при нагревании соли с гидроксидом натрия образуется газ, водный раствор которого используется в медицине под названием нашатырный спирт. Запишите химическую формулу и название выданного вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств. Реальный вариант-2013, 1304 NH 4 HCO 3 NH 3 + H 2 O + CO 2 NH 4 HCO 3 + 2NaOH = Na 2 CO 3 + NH 3 + H 2 O NH 4 HCO 3 – гидрокарбонат аммония
Для исследования свойств неизвестного вещества его концентрированный раствор разделили на две части. В пробирку с одной частью раствора поместили медную проволоку. При этом наблюдалось выделение бурого газа. При добавлении к другой части раствора силиката натрия наблюдалось образование бесцветного студенистого осадка. Запишите химическую формулу и название исследуемого вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе его изучения. Реальный вариант-2013, HNO 3 + Cu = Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 + H 2 O 2HNO 3 + Na 2 SiO 3 = 2NaNO 3 + H 2 SiO 3 HNO 3 – азотная кислота
Для исследования был выдан раствор соли. Известно, что соль используется в медицине, так как содержащиеся в ней катионы металла IIА группы оказывают влияние на работу сосудов и мышц, регулируют обменные процессы в центральной нервной системе. Раствор разделили на две части. К первой части этого раствора добавили хлорид бария, в результате чего выпал белый осадок. А при добавлении ко второй части исходного раствора гидроксида натрия выпал осадок нерастворимого в воде основания. Запишите химическую формулу и название выданного вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств. Реальный вариант-2013, 1306 MgSO 4 + BaCl 2 = MgCl 2 + BaSO 4 MgSO 4 + 2NaOH = Mg(OH) 2 + Na 2 SO 4 MgSO 4 – сульфат магния
Для изучения свойств соединений неметаллов была выдана нерастворимая в воде соль белого цвета, которая образует природный минерал - кальцит. При взаимодействии этой соли с соляной кислотой образуется газообразное вещество без запаха. А при пропускании полученного газа через раствор гидроксида бария образует осадок. Запишите химическую формулу и название выданного вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств. Реальный вариант-2013, 1307 CaCO 3 + 2HCl = CaCl 2 + H 2 O + CO 2 CO 2 + Ba(OH) 2 = BaCO 3 + H 2 O CaCO 3 – карбонат кальция
Для определения качественного состава соли, её кристаллы растворили в воде, в результате чего образовался жёлтый раствор. К одной части этого раствора добавили гидроксид натрия. При этом выпал бурый осадок. К другой части раствора добавили раствор нитрата серебра. В этом опыте наблюдали образование белого творожистого осадка. Запишите химическую формулу и название исследуемого вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств. Реальный вариант-2013, 1308 FeCl 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 + 3NaCl FeCl 3 + 3AgNO 3 = Fe(NO 3 ) 3 + 3AgCl FeCl 3 – хлорид железа (III)
Для определения качественного состава неизвестного бесцветного газа с неприятным запахом часть его поглотили раствором гидроксида бария. При этом выпал белый осадок, растворимый в кислотах. Другую часть нагрели с сероводородом. В этом случае наблюдали образование вещества жёлтого цвета, нерастворимого в воде. Запишите химическую формулу и название выданного вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств. Реальный вариант-2013, 1309 SO 2 + Ba(OH) 2 = BaSO 3 + H 2 O SO 2 + 2H 2 S = 3S + 2H 2 O H 2 S - сероводород
Для определения качественного состава был выдан раствор соли (М = 135 г/моль) сине-зеленого цвета. К исследуемому раствору прилили раствор гидроксида калия. Выделившийся в ходе этой реакции студенистый осадок голубого цвета нагрели до изменения его цвета на черный. Известно, что название химического элемента, образующего анион, переводится как «зеленый». Запишите химическую формулу и название выданного вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств. Реальный вариант-2013, 1313 CuCl 2 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + 2NaCl Cu(OH) 2 CuO + H 2 O CuCl 2 – хлорид меди (II)
Для изучения свойств была выдана нерастворимая в воде соль металла II группы, который используется в качестве антикоррозийного покрытия изделий из железа (стали). При действии на эту соль соляной кислоты выделился бесцветный газ с неприятным запахом. При пропускании этого газа через раствор сульфата меди (II) выпал чёрный осадок. Запишите химическую формулу и название выданного вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств. Реальный вариант-2013, 1314 ZnS + 2HCl = ZnCl 2 + H 2 S H 2 S + CuSO 4 = CuS + H 2 SO 4 ZnS – сульфид цинка
Для изучения свойств соединений неметаллов был выдан белый порошок оксида неметалла. Название этого неметалла с греческого переводится как «светоносный», он является жизненно необходимым элементом питания животных и растений. Оксид растворили в тёплой воде. Полученный раствор изменил окраску лакмуса на красную, а при смешивании этого раствора с раствором гидроксида кальция образовался белый осадок. Запишите химическую формулу и название выданного вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств. Реальный вариант-2013, 1315 P 2 O 5 + 3H 2 O = 2H 3 PO 4 2H 3 PO 4 + 3Ca(OH) 2 = Ca 3 (PO 4 ) 2 + 6H 2 O P 2 O 5 – оксид фосфора (V)
Для изучения свойств неметаллов и их соединений была выдана хорошо растворимая в воде соль. При её взаимодействии с гидроксидом кальция выделился газ с резким запахом, имеющий широкое применение в медицине и сельском хозяйстве. При взаимодействии этого газа с хлороводородом образовался густой белый дым, представляющий собой мелкие кристаллы твёрдого вещества, которое имело такой же состав, как и исходное вещество. Запишите химическую формулу и название выданного вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств. Реальный вариант-2013, NH 4 Cl + Ca(OH) 2 = CaCl 2 + H 2 O + NH 3 NH 3 + HCl = NH 4 Cl NH 4 Cl – хлорид аммония
При изучении свойств растворов электролитов к раствору некоторой соли прилили раствор гидроксида натрия до образования осадка бурого цвета. Затем к полученному осадку прибавили раствор соляной кислоты. Осадок растворился, образуя раствор жёлто- коричневого цвета, по составу соответствующий исходному раствору. Известно также, что этот раствор широко применяется в процессе очистки промышленных стоков, а также при крашении тканей и выделке кожи. Запишите химическую формулу и название выданного вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе исследования его свойств. Реальный вариант-2013, 1318 FeCl 3 + 3NaOH = Fe(OH) 3 + 3NaCl Fe(OH) 3 + 3HCl = FeCl 3 + 3H 2 O FeCl 3 – хлорид железа (III)
На занятии химического кружка учащиеся воспроизводили опыт, проведённый Карлом Шееле в 1774 г. Действуя кислотой на минерал пиролюзит (MnO 2 ), они получили желто-зелёный удушливый газ, который во время Первой мировой войны был использован в качестве отравляющего вещества. Затем этот газ пропустили через раствор бромида натрия. При этом образовалось два вещества: простое вещество - единственный неметалл- жидкость и сложное вещество - соль, имеющая широкое применение в быту. Запишите химическую формулу и название полученной во второй реакции соли. Составьте два уравнения реакции, которые были проведены учащимися на занятии химического кружка. Реальный вариант-2013, HCl + MnO 2 = MnCl 2 + Cl 2 + 2H 2 O Cl 2 + 2NaBr = 2NaCl + Br 2 NaCl – хлорид натрия
Для исследования свойств неизвестного вещества, которое Д.И. Менделеев назвал «хлебом химической промышленности», его раствор разделили на две части. К одной части добавили раствор карбоната натрия. При этом наблюдалось выделение газа. При добавлении к другой части раствора хлорида бария наблюдалось образование белого осадка. Запишите химическую формулу и название исследуемого вещества. Составьте два уравнения реакций, которые были проведены в процессе изучения его свойств. Реальный вариант-2013, 1320 H 2 SO 4 + Na 2 CO 3 = Na 2 SO 4 + H 2 O + CO 2 H 2 SO 4 + BaCl 2 = BaSO 4 + 2HCl H 2 SO 4 – серная кислота