Праздник был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов.
Почему столица нашей Родины оказалась в руках иностранных захватчиков?
Началась Смута с пресечения династии Рюриковичей на российском престоле: в 1581 г. – царь Иван IV Грозный по неосторожности убивает своего старшего сына Ивана; в 1584 г. – умирает сам, царём становится его средний сын Фёдор; в 1591 г. - в результате несчастного случая погибает его младший сын Дмитрий; в 1598 г. царь Фёдор умирает, не оставив наследника. Рис. слева направо: И.Е.Репин «Царь Иван Грозный и сын его Иван», «Гибель царевича Дмитрия в Угличе» (гравюра начала XIX в.), «Царь Фёдор Иванович» (парсуна XVII в.)
В 1598 г. Земский собор – собрание выборных представителей от российских сословий избрал царём Бориса Фёдоровича Годунова – ближайшего помощника царя Фёдора Ивановича. Но правление его сложилось неудачно. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать – Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна. Они любить умеют только мертвых – Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы – Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. А.С.Пушкин «Борис Годунов» Рис. Избрание Бориса Годунова на царство. Гравюра XIX в.
Народным недовольством правлением Бориса Годунова попыталось воспользоваться Польское королевство. В 1604 г. права на российский престол предъявил бывший монах Григорий Отрепьев, выдавший себя за чудесно спасшегося царевича Дмитрия. Поначалу наёмные отряды Лжедмитрия, собранные на польские деньги, терпели поражения от русских войск. Но в 1605 г. царь Борис умер. Новым царём стал его сын Фёдор. Ему было всего 16 лет. Авторитетом он не пользовался. Многие россияне поверили Самозванцу. Лжедмитрий легко захватил царский престол. Фёдор Годунов был убит. Рис.вверху: «Лжедмитрий I» Гравюра XVII в. Рис.внизу: К.Е.Маковский «Убийство Фёдора Годунова агентами Лжедмитрия»
Судьба Лжедмитрия I Бесчинства польских наёмников в Москве настроили против Лжедмитрия горожан. Этим воспользовались бояре, и в 1606 г. Самозванец был свергнут и убит. Земский собор избрал российским царём князя Василия Шуйского. Рис. слева направо: «Польские всадники» (рис.XVII в.), «Смерть Лжедмитрия I» (гравюра XIX в.), «Царь Василий Шуйский» (миниатюра XVII в.)
Жители западных и южных областей России отказались признать Василия Шуйского законным царём и начали с ним борьбу. Сначала Москву осадили войска под началом Ивана Болотникова. Войска Василия Шуйского с трудом с ними справились. Но тут появился Лжедмитрий II, и организовал под Москвой Тушинский лагерь, откуда пытался править Россией. Отряды тушинцев рассыпались по всей России. Особенно их было много в Новгородской земле. Для борьбы с ними Василий Шуйский попросил помощи у Швеции. Рис. слева направо: Э.Э.Лисснер «Болотниковцы», «Лжедмитрий II» (гравюра XVII в.)
Война с Польшей Польша находилась в состоянии войны с Швецией. Польский король Сигизмунд III объявил России войну и в 1609 г. осадил Смоленск. Обороной Смоленска руководил боярин Михаил Шеин. Рис. по час. стрелке: «Польский король Сигизмунд III» (гравюра XVII в.), «Боярин Михаил Шеин» (рисунок нашего времени), «Осада Смоленска гг.» (гравюра XVII в.)
Разгром Тушинского лагеря Сигизмунд III приказал полякам, бывшим в Тушинском лагере, покинуть его и идти на Смоленск, что ослабило войско Лжедмитрия II. Русские войска под командованием князя Михаила Скопина-Шуйского в 1610 г. наконец смогли разгромить тушинцев и снять осаду с Москвы. Самозванец бежал в Калугу. Рис.вверху: «М.В.Скопин-Шуйский» (парсуна XVII в.) Рис.внизу: С.В.Иванов «Лагерь самозванца»
Весной 1610 г. вскоре после разгрома Тушинского лагеря Михаил Скопин-Шуйский умер В это время на Москву из-под Смоленска двинулось польское войско. Из Калуги к Москве подступил Лжедмитрий II. Летом 1610 г. Поляки сумели разгромить русскую армию в сражении у села Клушина. После этого бояре свергли Василия Шуйского, и образовали своё правительство - Семибоярщину. Его возглавил князь Фёдор Мстиславский. Рис. Я.Матейко «Представление пленного царя Василия Шуйского Сигизмунду III»
Семибоярщина не могла бороться одновременно с поляками и Лжедмитрием II Семибоярщина заключила соглашение с польским королём Сигизмундом III о приглашении его сына Владислава на российский престол при условии его перехода в православие. Польские войска заняли Москву под предлогом защиты её от Лжедмитрия II. Лжедмитрий увёл свои войска под Калугу. Рис. вверху: Королевич Владислав. (Гравюра XVII в.) Рис. внизу: Московские бояре. (Гравюра XVI в.)
Поляки начали грабить в Москве жителей и осквернять православные церкви Патриарх Гермоген – глава Русской православной церкви призвал российский народ к сопротивлению. За это поляки бросили его в темницу кремлёвского Чудова монастыря. Тем временем Лжедмитрий был убит. Рис.П.П.Чистяков «Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту»
В сентябре 1611 года мелкий «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь:
«Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело».
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.
В него вошли жители окских и поволжских городов, бывшие тушинцы. Возглавили первое ополчение рязанский воевода Прокопий Ляпунов и князь Дмитрий Трубецкой. Весной 1611 г. ополченцы выбил поляков из московского Белогогорода. Летом 1611 г. между тушинцами и остальными ополченцами начались конфликты. Воевода Ляпунов был убит. Ополчение распалось. Рис. неизв. худ. «Осада ополченцами Кремля»
Бесчинства иностранных захватчиков и бывших тушинцев продолжались Шведы под предлогом приглашения на российский престол королевича Владислава захватили Новгород. Поляки захватили Смоленск и Москву. В Пскове объявился Лжедмитрий III. Рис. «Осада шведами Новгорода г. (Деталь иконы XVII в.)
Российское государство фактически распалось, став добычей иностранных захватчиков В этих условиях народ нашёл в себе силы подняться на освободительную борьбу. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде посадский староста Кузьма Минин начал собирать деньги на новое ополчение, и первым пожертвовал своё состояние. Возглавил второе народное ополчение князь Дмитрий Пожарский. Рис.К.Е.Маковский «Воззвание Минина»
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой и торжеством православия и национального единства.
Долгое время на Руси 4 ноября отмечался осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери как государственный - в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Это был один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, Которая явила свое чудесное заступничество за Русь в Смутное время. Долгое время на Руси 4 ноября отмечался осенний праздник Казанской иконы Божьей Матери как государственный - в честь дня освобождения Москвы от поляков в 1612 году. Это был один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, Которая явила свое чудесное заступничество за Русь в Смутное время.
После освобождения Москвы «Совет всей земли» собрал в столице Земский собор для избрания нового царя На российский престол было несколько претендентов. Среди них князья Фёдор Мстиславский, Дмитрий Трубецкой, Дмитрий Пожарский и другие. 21 февраля 1613 г. Земский собор избрал на царство 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова. Он был родственником Анастасии Романовой – первой жены Ивана IV Грозного и матери последнего российского царя из династии Рюриковичей Фёдора Ивановича. Рис. вверху: «Земский 1613 г.» (миниатюра XVII в.) Рис.внизу: А.Д.Кившенко «Первый Романов»
Избрание Михаила Романова царём открыло новую главу истории России, полную славных дел, великих достижений и трагедий. В памяти россиян навсегда останутся Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, сумевшие объединить народ, благодаря подвигу которого наша страна в условиях смутного времени начала XVII века обрела возможность будущего, а мы имеем яркий пример того, что судьба Родины зависит от воли каждого гражданина. Фото: И.П.Мартос «Минин и Пожарский»
«Россия основалась победами и единоначалием, гибла от разногласия, а спасалась мудрым самодержавием. История назвала Минина и Пожарского Спасителями Отечества; отдадим справедливость их усердию, не менее и гражданам, которые в сие решительное время действовали с удивительным единодушием… Никогда еще народ не действовав торжественнее и свободнее; никогда не имел побуждений святейших, все хотели одного – целости, блага России». История государства Российского История государства Российского Н.М.Карамзин Н.М.Карамзин
16 декабря 2004 Госдума РФ приняла решение о введение нового праздника «День народного единства». В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. во время войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе». В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 г. во время войны народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».
Вот что сказал в связи с учреждением в России нового праздника, связанного с событиями 1612 года, патриарх Московский и Всея Руси Алексий II: «Пусть новый праздник послужит единению народа, осознанию того, что Россия - наша общая Родина. Мировоззренческие, национальные, социальные и другие различия, неизбежные в любом современном государстве все же не должны препятствовать нашим общим трудам ради процветания Отечества и благоденствия живущих в нем людей». Патриарх также призвал россиян превратить 4 ноября в «день добрых дел и заботы о людях».
Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День Единства Мы празднуем с тобой! Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День Единства Мы празднуем с тобой!