– философ-идеалист. Он считал, что главная жизненная цель человека это нравственное совершенство. Сократ вел беседы по вопросам нравственности, побуждал слушателей путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Этот метод беседы был назван сократическим (майэвтика). Из этого «сократического метода» в позднейшей методике развился «метод наводящих вопросов».
Сократ древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Его деятельность поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности. Сократ был сыном каменотёса (скульптура) Софрониска и повитухи Фенареты, у него был брат по матери Патрокл. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне сражался под Потидеей и при Делии. Был учителем и старшим другом афинского политика и полководца Алкивиада. В 399 до н. э. ему было предъявлено обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, не был подвергнут казни, а сам принял яд (по распространённой легенде, настой цикуты, но если судить по симптомам болиголова пятнистого).
Свои приёмы исследования Сократ сравнивал с «искусством повивальной бабки» (майевтика); его метод вопросов, предполагающих критическое отношение к догматическим утверждениям, получил название «сократовской иронии». Свои мысли Сократ не записывал, полагая, что это ослабляет память. А своих учеников приводил к истинному суждению через диалог, где задавал общий вопрос, получив ответ, задавал следующий уточняющий вопрос и так далее до окончательного ответа.
Майевтика (греч. Μαιευτική букв. повивальное искусство, родовспоможение), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов.
Майевтика представляла собой с точки зрения своей логической формы индукцию (наведение). Развитию индуктивности сократовского метода как нельзя лучше способствовал диалогический способ исследования. Он предполагал, что в начале беседы по необходимости всегда исходят из всем понятных, а потому и самых простых, наглядных положений, имеющих преимущественно чувственный характер, но по мере продвижения диалога переходят к скрытым и более сущностным свойствам обсуждаемых вещей.
Сократические школы философские школы, созданные учениками Сократа в IV веке до н. э. Представителей этих школ принято называть сократиками. Сократические школы имели зачатки современных школ: сменяемый руководитель, регулярные занятия, письменные сочинения учеников.
– философ-идеалист, ученик Сократа, создатель теории объективного идеализма. Он считал первичным «мир идей», а мир чувственных вещей – вторичным. Мир идей – вечен, мир вещей – лишь тень мира идей. Платон выдвинул теорию о вечном господстве аристократии. Сконструировал идеальное аристократическое государство, в котором должны существовать три общественные группы: философы, воины, ремесленники и земледельцы. Философы управляют, воины охраняют государственный порядок, а третья группа трудится и содержит две первые. Цель этого государства по Платону – приближение к высшей идее блага; она осуществляется главным образом путем воспитания. Воспитание должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп – философов и воинов. Платон основал в Афинах школу – Академию. Все воспитание в системе Платона построено на глубоком презрении к физическому труду, будущим философам и воинам запрещено «даже думать о нем».
– создал в Афинах учебное заведение Ликей. Стиль Аристотелевой школы отличался от стиля Академии, поскольку Ликей больше походил на научно- исследовательский институт, сотрудники которого читали лекции. В человеке Аристотель различал тело и душу, которые существую нераздельно, как материя и форма. По Аристотелю, существуют 3 вида души: растительная, животная, разумная. Трем родам души, по Аристотелю, соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное. Цель воспитания – состоит в развитии высших сторон души – разумной и волевой. Семейное и общественное воспитание должно быть взаимосвязаны. Аристотель сделал первую возрастную периодизацию и делил жизнь подрастающего человека на три года. По его мнению, эта периодизация соответствует природе. Аристотель дал ряд рекомендация по семейному воспитанию. До 7 лет дети воспитываются в семье. Необходимо кормить ребенка соответствующей его возрасту пищей, обеспечивать гигиену движений и постепенное закаливание ребенка. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы. Трактат «Органон»
одним из первых выдвинул вопрос о природоспособности воспитании. Придавал огромное значение воспитанию, ведущему по его суждению к обладанию мудростью. Отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Методы социального воспитания по Демокриту это воспитание на положительных примерах и упражнения в нравственных поступках.
В сатирическом сочинении «Похвала глупости» высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества – невежество, тщеславие, лицемерие. Эразм склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей. Он подчеркивал, что вне воспитания нельзя достичь эффективного развития человека. Он писал, что к воспитанию следует приступать с первых лет жизни, осуждал грубых учителей, не видел никакой педагогической пользы в физических наказаниях. Шагом вперед были взгляды Эразма на женское образование. Он рекомендовал одинаковую программу женского и мужского образования. В основном педагогическом тракте «О первоначальном воспитании детей», «О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения» Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиции при выработке педагогических идеалов, принцип активности воспитанника.
Франсуа Рабле ( ). Написал роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», который представляет собой своеобразную веселую энциклопедию нравов европейского Ренессанса. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» сатира на схоластическое средне- вековое воспитание и противопоставил ему гуманистическое воспитание с Продуманным режимом для ребенка, многосторонним образованием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности. Рамбле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью. Мысль о воспитании молодого поколения в процессе трудовой деятельности была впервые высказана английским мыслителем-гуманистом Томасом Мором ( ). Им была выдвинута идея о соединении теоретического образования с трудом. В своей книге «Утопия» Мор подверг острой критике несправедливый социальный строй Англии и противопоставил ему идеальный строй, сложившийся на фантастическом острове «Утопия», где частной собственности не существует. Его социализм не носит научного характера, а является лишь мечтой. Мор полагал, что достаточно освободиться от дворян, служителей культа и других бездельников, чтобы удовлетворить потребности всех членов общества. В свободное от работы время утопийцы проводят в библиотеках и музеях, с увлечением занимаясь самообразованием. В книге «Утопия» им намечены несколько принципиальных педагогических идей: равенства образования независимо от пола; равное начальное обучение; преподавание на родном языке программ полезных светских знаний (чтение, письмо, математика, музыка, естествознание, агрономия и пр.); необходимость освоения какого-либо ремесла; непременность самообразования, подчеркнул огромную роль трудового воспитания.
8. Теории свободного, естественного, индивидуального и классового образования, социализации и воспитание человека (Ф.Фребель, Ж.Ж.Руссо, Д.Локк) Джон Локк ( ) – английский философ, экономист, политический мыслитель и педагог. Преподавал в Оксфордском университете, служил у видного политического деятеля лорда Эшли, был воспитателем его детей и домашним врачом. Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании» (1693). Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена –умеющего «вести свои дела толково и предусмотри- тельно». Этот дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время должен обладать качествами буржуазного дельца. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а дома. Локк рекомендовал поручить все дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному воспитателю. Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию (необходимо с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены). Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование – важнейшие задачи воспитания. Главными воспитательными средствами являются пример, среда, окружение ребенка. Особенно важно воспитание устойчивых положительных привычек у детей. Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка. Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное – не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу. Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством. Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям. Локк считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой массы», от детей простолюдинов. Поэтому в каждом приходе следует организовать «рабочие школы», куда в обязательном порядке направлять тех детей с 3 до 14 лет, родители которых обращаются за пособием в приход. Эти дети будут питаться в школе только «хлебом досыта». В холодное время, если это будет признано нудным, можно без всяких затруднений добавлять к этому немного теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т.д. изделия детей будут продаваться и окупать их содержание. Особенно важно, указывает он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет могучим воспитательным средством. Локк своими философскими и педагогическими трудами, своей теорией государства и «естественного права» оказал значительное влияние на французских просветителей. Труды: «Опыт о человеческом разуме», «Некоторые мысли о воспитании», «Записка о рабочих школах», «О воспитании разума».