Педагогические средства воспитания демократической культуры участников образовательного процесса Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий
Аспекты: Педагог – ребенок Ребенок – ребенок Педагог – педагог Ребенок – родитель Педагог - родитель Взаимодействие участников образовательного процесса
- по взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу; - по взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание и принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов принятия поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность; - по взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей; - по взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга; - по взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после ре комендации в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания. Основные характеристики взаимодействия
Тип взаимодейст вия Отношение к интересам друг друга Наличие осозна ваемой общей цели совместной деятельности Субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимо действии Сотрудничествовзаимноположительно+С-С Диалогвзаимноположительное-С-С Опекавзаимноположительное-С-О Подавлениеодностороннеположительное-С-О Соглашениенейтральное+С-С Конфронтацияотрицательное-С-С Индифферент- ность (полная или частичная) нейтральное-С-С Типы взаимодействия
Самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей (М.И. Рожков) Развитие самоуправления в коллективе
Модель развития самоуправления в коллективе Определение цели деятельности Мотив группового действия «Мы хотим» Реализация решения Интенсивная организаторская деятельность Постановка управленческой проблемы Выдвижение идей Принятие цели коллективом Коллективное обсуждение целей Коллективное подведение итогов Оценка своих возможностей Коллективное принятие решения Выбор варианта действия Обсуждение вариантов решения Мозговой штурм
1)развитие системы отношений педагогов и обучающихся на основе диалога и взаимоуважения; 2)организация деятельности педагогов и детей в соответствии с принципами демократической культуры через использование соответствующих форм, методов, технологий организации деятельности; 3)использование возможностей содержания учебных дисциплин для воспитания демократической культуры. Три магистральных направления развития основных компонентов демократической культуры в учебном процессе
Коллективная познавательная деятельность Групповая и парная работа Технология обучения в сотрудничестве Технология коллективных способов обучения (КСО) Обучение в динамических парах Учебный процесс
Методика коллективной творческой деятельности (КТД) Дискуссия Дебаты Обсуждение и решение актуальных проблем Тренинги Внеучебная деятельность
Проектная деятельность Проблемно-тематический день Общешкольные ключевые дела Комплексные интегративные средства
Спасибо за внимание