Муравьёва Влада Геннадьевна, эксперт по развитию некоммерческого сектора Департамента инновационного развития Минэкономразвития России, советник Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Воронеж, 21 ноября 2013 г. Региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Полномочия Разработка и реализация региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации подпункт 9.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», подпункт 2 пункта 2 статьи 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Государственная политика Статья В.В.Путина «Россия сосредотачивается вызовы, на которые мы должны ответить» (Известия, 16 января 2012 года) …на федеральном уровне и во многих регионах приняты программы поддержки социально ориентированных негосударственных некоммерческих организаций. В дальнейшем мы значительно увеличим масштаб таких программ... При предоставлении государственных и муниципальных услуг недопустимо ориентироваться исключительно на возможности государственных и муниципальных учреждений Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике на годы
Количество субъектов Российской Федерации, реализующих программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций
Содержание программы финансовая поддержка поддержка инновационных проектов; поддержка текущей деятельности (оказания услуг), ориентированной на результат; поддержка новых организаций консультационная поддержка в том числе по вопросам регулирования деятельности, получения поддержки, участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 0 0 информационная поддержка
Содержание программы мероприятия, направленные на обеспечение прозрачности и конкурентности имущественной поддержки мероприятия по оказанию содействия органам местного самоуправления в разработке и реализации мер по поддержке СОНКО мероприятия по развитию кадрового потенциала СОНКО, в том числе повышению квалификации работников и добровольцев СОНКО мероприятия, предусматривающие поощрение СОНКО, их работников и добровольцев, а также организаций, оказывающих поддержку СОНКО
Содержание программы мероприятия, направленные на формирование независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги мероприятия по анализу и оценке эффективности мер, направленных на развитие СОНКО, а также содействию такой деятельности мероприятия, направленные на совершенствование нормативной правовой базы
ЦФО – 18 субъектов, 12 программ поддержки СО НКО рост - +3 (16,7%) поддержаны – 7 (38,9%) лидеры (в топ-10) - 1 Белгородская область (23/25) Брянская область (60/33) Владимирская область (33/-) Воронежская область (-/-) Ивановская область (-/-) Калужская область (-/-) Костромская область (39/46) Курская область (-/-) Липецкая область (11/37) Московская область (нет порядка) (-/-) Орловская область (62/40) Рязанская область (-/-) Смоленская область (54/22) Тамбовская область (13/19) Тверская область (37/12) Тульская область (58/-) Ярославская область (4/5) Город федерального значения Москва (-/-)
Старая формула: С 1i = 0,3С 1 / N + 0,3С 1 (D i / D) + 0,4С 1 (A i / A) Новая формула: С 1i = 0,3С 1 / N + 0,3С 1 (D i / D) + 0,1С 1 (В i / В) + 0,3С 1 (R i / R) Вес (текущ.) Вес (план.) Равномерное распределение (С 1 /N)0,3 Численность населения, постоянно проживающего на территории субъекта Российской Федерации (D i /D) 0,3 Средняя численность работников, занятых в НКО, обслуживающих домашние хозяйства (A i /A) 0,40 Численность НКО (кроме государственных, муниципальных учреждений, политических партий, госкомпаний и госкорпораций) (B i /B) 00,1 Значение рейтинга заявки субъекта (R i /R)00,3 Изменение формулы расчета субсидии, получаемой субъектом, прошедшим конкурсный отбор C 1 – размер субсидий, распределяемых между субъектами; N – количество субъектов-победителей; A i, B i, D i, R i – значение соответствующего показателя в данном субъекте; А, B, D, R – суммарное значение соответствующего показателя в победивших субъектах
Разработка программы информационная поддержка разработки и реализации участие общественности в разработке и мониторинге реализации комплексность и системность
Формат программы Региональная программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, начиная с 2014 года, принимается в формате государственной программы субъекта Российской Федерации или подпрограммы такой программы статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации
Федеральные законы и документы, учитываемые при разработке программы Федеральный закон от 12 января 1996 г. 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Федеральный закон от 19 мая 1995 г. 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Федеральный закон от 11 августа 1995 г. 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» постановление Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»
Федеральные законы и документы, учитываемые при разработке программы подпрограмма «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» государственной программы «Социальная поддержка граждан» распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г р
Приоритеты государственной политики увеличение объема и повышение качества социальных услуг, оказываемых гражданам, в том числе посредством развития конкуренции за бюджетное финансирование в социальной сфере, независимой оценки качества услуг, внедрения инновационных социальных технологий увеличение объема мер по профилактике и содействию выходу граждан из трудной жизненной ситуации
Финансовая поддержка СО НКО за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется путем предоставления… субсидий из федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти на конкурсной основе грантов некоммерческими организациями, получившими на эти цели субсидии из федерального бюджета («президентские гранты», гранты Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) на конкурсной основе субсидий из федерального бюджета на реализацию программ поддержки деятельности других СО НКО, привлечения ими труда добровольцев, выявления и распространения лучших практик (35 – в 2011 году, 48 – в 2012 году, 42 – в 2013 году) на конкурсной основе субсидий из бюджетов субъектов РФ, получивших на эти цели субсидии из федерального бюджета
Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в государственных и муниципальных закупках с 1 января 2014 г. заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее 15% совокупного годового объема закупок Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» такие закупки будут осуществляться путем проведения конкурсов, аукционов, запросов предложений, в которых участниками являются только указанные организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта по закупкам не должна превышать 20 млн. рублей, обеспечение заявки – 2 процентов от этой суммы.
Законодательство о НКО и комплекс мер поддержки приняты нормативные правовые акты, вступившие в силу в 2011 и 2012 годах (о волонтерах, целевых капиталах, социальной рекламе, налогообложении НКО и благотворительности, бух.учете НКО и страховых взносах) В целях обеспечения благоприятных условий для деятельности СО НКО: 10 апреля 2013 г. Правительством Российской Федерации утвержден комплекс мер, направленных на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, на период до 2018 года
По данным Росстата в 2011 году в РФ: действовало СО НКО (44% зарегистрированных НКО) средняя численность работников СО НКО (включая внешних совместителей): в организации – до 5 человек; в – от 6 до 15 человек; в 8267 – свыше 15 человек объем поступлений денежных средств и иного имущества: в организациях – до 300 тыс. руб.; в – свыше 300 тыс. руб., до 3 млн. руб.; в 9748 – свыше 3 млн. руб СО НКО (10%) получили финансовую и (или) имущественную поддержку от органов государственной власти и местного самоуправления
Региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций